ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
(МАДОУ детский сад № 16)
____________________________________________________________________________
620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 289 – 25 – 20 сайт: 16.tvoysadik.ru
620023 г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 77 тел. (343) 311 – 25 – 20 сайт: 16.tvoysadik.ru
ИНН 6674368867 КПП 667901001
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ детского сада № 16
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказ № 89 от « 30 августа 20 22 г.
Заведующий МАДОУ детский сад № 16
______________ И.А. Караджели

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ»
для детей 5-го – 7 -го года жизни
Срок реализации - 2 года

1

г. Екатеринбург
2022 г.
2

Содержание
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………....... 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………… 3
1.1.1.Основные цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»……………………………. 3
1.1.2.Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»….….……….4
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста…………….5
1.1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»……………………..……... 6
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………... 8
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребенка………………………………………………………………………………... 8
2.1.1. Календарно-перспективное планирование…………………………………… 9
2.1.2. Календарно-тематическое планирование……………………………………. 13
2.2. Формы и методы и средства по реализации дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»………………... 18
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик... 20
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы………....……………..
21
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников….........
21
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………...…………. 22
3.1. Условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»...……………………. 22
3.1.1. Психолого-педагогические условия…………………………………………... 23
3.1.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды………….. 23
3.1.3. Кадровые условия……………………………………………………………… 24
3.1.4. Материально – техническое обеспечение……………………………………. 24
3.1.5. Перечень литературных источников…………………………………………. 25
3.1.6. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Учебный план Программы «Шахматы»……..………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Расписание занятий Программы «Шахматы»……..………….… 27
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Календарный учебный график Программы «Шахматы»…….… 28

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа –
дополнительная
общеразвивающая программа «Шахматы» Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 16 (далее Программа) обеспечивает
интеллектуально - спортивное развитие детей дошкольного возраста.
Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на
реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики
дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам «Феникс» для
дошкольников ориентирована на формирование личностного развития ребёнка посредством
вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путём знакомства с
шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной
педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания. Данная Программа
разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование
социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает
стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления
(внимание, планирование, рефлексия, память, счёт, анализ и самоанализ). Соревновательная
форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать
предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако
«ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов,
в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения
состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации
турнира» и др.).
Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в дошкольном возрасте являются
средством выявления и поддержки математически одарённых детей.
Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными
документами:
− Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ.
− Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной
деятельности».
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
− СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).

3

− СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2).
− − Устав МАДОУ детского сада № 16.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
Настоящая Программа направлена на решение задач федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей
культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счёт
включённости в интеллектуально-спортивную среду.
В основу данной программы положены авторская программа А. В. Кузин, Н. В.
Коновалов, Н. С. Скаржинский «Феникс» Шахматы для дошкольников, методика проведения
шахматных занятий И.Г. Сухин.
Программа адаптирована к условиям дополнительного образования, рассчитанная на два
года обучения детей от 5 лет до 7 (8) лет.
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа «Шахматы»
(далее по тексту - Программа «Шахматы») адаптирована на основе программы «Шахматы.
Полный курс для детей - Шахматы», А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский
«Феникс» Шахматы для дошкольников.
Программа физкультурно-спортивной направленности рассчитана на 2 года обучения,
реализуется в форме групповых занятий, возраст детей с 5-х лет до 7 (8) лет.
Занятия проводятся в группе до 16 человек.
Объем программы:
− первого года обучения – 70 часов, рассчитан на 35 недель,
− второго года обучения – 64 часа, рассчитан на 32 недели, с недельной нагрузкой – 2 раза
в неделю.
Продолжительность занятий:
− для детей от 5 лет до 6 лет – не более 25 минут;
− для детей от 6 лет до 7 лет - не более 30 минут.
1.1.1. Основные цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» Цель
Программы: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка, непосредственно развитие
образного и логического мышления детей. Нефорсированное, поэтапное развитие у детей
фундаментальной способности действовать «в уме» с помощью здоровьесберегающей
«Шахматно-задачной технологии».
Задачи Программы:
− формировать ориентацию на плоскости, пространственное воображение;
− развивать основы аналитического мышления;
− расширять возможности памяти;
− проявлять контроль за эмоциями и уважение к партнеру
− улучшать социализацию замкнутых детей;
− формировать устойчивы й интерес детей к игре в шахматы;
4

− способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная
нотация, взаимодействие между фигурам и на шахматной доске, ценность шахматных
фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы ,
время, отведенное на партию , т. д.);
− познакомить с правилами и поведения партнеров во врем я шахматной игры, учить детей
во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
− учить детей взаимодействию меду фигурам и в процессе выполнения игровых заданий,
а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
− обеспечить успешное овладение детьми и основополагающих принципов ведения
шахматной партии;
− содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой
практики за шахматной доской;
− учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию;
− развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
− развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
− способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
− приобщать ребенка к самостоятельному решению логически х задач;
− формировать мотивацию к познанию и творчеству создание условий для формирования
и
развития
ключевых
компетенций
воспитанников
(коммуникативных,
интеллектуальных, социальных);
− воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений;
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»
В целях организации качественной работы предполагается придерживаться следующих
принципов:
− системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;
− принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) – интегрированный
подход к организации процесса освоения предлагаемого содержания Программы;
− развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций,
которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их
разрешения;
− учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности,
различий в темпе выполнения задач и пр.);
− создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в
различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
− использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов
друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и
способа речевого развития;
5

− принцип культуросообразности обеспечивается тем, что шахматы в России —
всенародная игра, имеющая уникальные традиции.
− принцип положительного эмоционального фона обучения — занимательным характером
заданий и отсутствием проигравших.
− принцип наглядности — использованием досок, фигур, иллюстрированных учебных
материалов.
− принцип доступности — тем, что для каждой возрастной группы детей подбираются
задания соответствующей сложности.
− принцип природосообразности — тем, что шахматы соответствуют ведущей
деятельности детей дошкольного возраста. принцип «от простого к сложному» —
плавным усложнением заданий для каждой фигуры, начиная с фигуры, имеющей
самый простой ход.
− принцип систематичности и последовательности обеспечивается тем, что обучение
ведется по спирали: после овладения возможностями первой фигуры на заданиях
пятого уровня знакомство с новой фигурой начинается с заданий первого уровня.
Предложенная система подобна постепенно расширяющейся трехмерной
спираливоронке. Это связано с тем, что, освоив задания с ладьей, а затем со второй по
сложности фигурой — слоном, ребенок отрабатывает те же пять уровней, учась
бороться ладьей против слона и слоном против ладьи. После изучения возможностей
третьей фигуры (ферзя) возникает еще большая вариативность в выборе
взаимодействующих друг с другом фигур и т. д. по мере расширения спирали.
принцип прочности гарантируется тем, что в процессе обучения многократно
происходит возвращение к уже пройденному материалу на новом витке спирали и
функции уже изученных фигур изучаются в новых ситуациях. Подавляющее
большинство заданий разработано с соблюдением принципа единственности решения.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
У большого процента детей даже к концу младшего школьного возраста отмечается
недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти,
способности к регуляции умственных действий. Подлинное их развитие подменяется
усвоением шаблонных способов действий в стандартных условиях. Поэтому перед
педагогикой стояла задача поиска средств для целенаправленного развития умственных
способностей воспитанников, и прежде всего — внутренних действий. В отечественной науке
разработка проблематики внутренних действий началась благодаря исследованиям Л. С.
Выготского, затем была продолжена А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, П. Я.
Гальпериным и Я. А. Пономаревым. Научный поиск такого новообразования, тренинг
которого был бы наиболее важным для ребенка, привел к обнаружению понятия «внутренний
план действий», в дальнейшем переосмысленный и переименованный в способность
действовать «в уме». Эта важная способность была найдена и изучена Я. А. Пономаревым в
результате изучения вопроса, развивается ли в ходе обучения какая-либо интеллектуальная
способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений.
Установлено, что развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов
деятельности детей, так как каждый из них требует выполнения операций в определенной
6

последовательности. Поскольку обучение является источником и движущей силой
умственного развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) и существует жизненно важная
способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в
ходе обучения (Я. А. Пономарев), то следовало найти подходящее средство для ее тренинга.
Этим средством и стали Шахматы. Реализация Программы «Шахматы» поможет многим
детям дошкольного возраста не отстать в развитии от своих сверстников, открыть широкие
горизонты перед детьми некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость.
1.1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»
Первый год обучения.
К концу первого учебного года дети должны знать:
− термины, относящиеся к шахматной доске: поле, белое поле, черное поле, «битое» поле,
горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль (вертикальная линия), диагональ, белая
диагональ, черная диагональ, большая диагональ, большая белая диагональ, большая
черная диагональ, центр, диаграмма;
− термины, относящиеся к игрокам-шахматистам и результату шахматной партии:
противники (соперники, партнеры); выигрыш (победа), проигрыш (поражение), ничья;
− термины, относящиеся к шахматным фигурам: ладья, слон, белопольный слон,
чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь, конь, пешка,
ладейная пешка, коневая пешка, слоновая пешка, ферзевая пешка, королевская пешка,
король, начальное положение (начальная позиция), шахматная партия, белые, черные,
ход, невозможный ход, взятие, взятие на проходе, нападение, под боем (под ударом),
легкая фигура, тяжелая фигура, качество, двойной удар, рокировка, короткая
рокировка, длинная рокировка, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита
от шаха, мат, пат;
правила хода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха, цель шахматной
партии, правила поведения за шахматной доской. К концу первого учебного года дети
могут уметь:
− различать горизонтали, вертикали, диагонали;
− верно, располагать шахматную доску между противниками;
− правильно расставлять начальное положение (начальную позицию);
− играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений шахматных правил;
− производить взятие;
− рокировать;
− объявлять шах;
− находить защиту от шаха;
− ставить мат;
− отличать пат от мата;
7

− решать элементарные задачи на мат в один ход.
Второй год обучения.
К концу второго учебного года дети могут знать:
− термины: шахматная нотация, линейный мат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, связка,
цугцванг, жертва материала (фигуры);
− обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
− ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
− основные способы защиты шахматных фигур.
К концу второго учебного года дети могут уметь:
− читать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью шахматной
нотации;
− решать простейшие задачи, связанные с выигрышем фигуры;
− решать простейшие задачи, связанные с защитой фигур;
− решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата одинокому королю двумя
ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
− решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и
эндшпиле;
− проводить элементарные комбинации на мат в два хода;
− решать простейшие задачи, не передвигая шахматные фигуры по шахматной доске;
смотреть на элементарные шахматные позиции глазами противника.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка:
Содержательная часть Программы направлена на приобщение подрастающего поколения к
интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации содержательной
части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и
применять разнообразные инструменты, накопленные в шахматном образовании. Программа
рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках
образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия
являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ,
показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном,
вызывающим отношение к шахматам, как виду спорта. Шахматы представлены как основной
вид деятельности и как способ образования. Содержание Программы ориентировано на детей
всех групп здоровья.
При использовании курса «Шахматы. Полный курс для детей - Шахматы» И.Г. Сухина
это обеспечивается воссозданием эмоционально-насыщенной атмосферы занятий.

8

Она обеспечивается тем, что почти каждое шахматное занятие включает в себя следующие
элементы:
− сказку (читается дидактическая шахматная сказка или демонстрируется её
презентация);
− импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка)
− дидактическая игра;
− юмор, смех (использование шуточного материала);
− секрет, тайна (использование сюрпризов);
− отсутствие проигравших (одно из ключевых условий — «шахматы без
проигравших»);
− решение нестандартных занимательных заданий, способствующих пониманию
учащимися красоты как ценности.
Учет всего этого позволяет сделать шахматные занятия увлекательными,
эмоционально-насыщенными и, что особенно значимо, здоровьесберегающими. Программа
«Шахматы» максимально проста и доступна усвоению дошкольниками, большую роль при
изучении шахматного курса играет специально организованная задачноигровая
деятельность на занятиях.
В Программе «Шахматы» приводится примерный перечень различных дидактических
игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала,
приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые
можно использовать в образовательном процессе и сделать своими руками.
Предлагается также перечень презентаций, видеоматериалов, список методической
литературы.
Занятия
проходят
по
специально
разработанной
инновационной
здоровьссберегающей педагогической технологии — «Технологии развития способности
действовать “в уме” с использованием шахматного материала» или «Шахматно-задачной
технологии И. Г. Сухина».
Под шахматными задачами подразумеваются задачи с использованием шахматного
материала, что позволяет также использовать развивающий потенциал многих иных
интеллектуальных игр. В ходе занятия воспитанники с помощью педагога должны найти
ориентиры, с помощью которых можно быстрее всего решить задачи того или иного типа.
К примеру, в дидактической игре «Ограничение подвижности» детей должны уйти от
позиций эгоцентризма и сообразить, что начинать процесс размышления следует с
рассмотрения возможностей противника (а не своих возможностей). Именно это позволит
быстрее всего найти верный ход в том или ином положении на шахматной доске.
Структура системы дидактических заданий игр И. Г. Сухина.
В нее вошли следующие компоненты:
− ознакомительные задания и игры, которые формируют способность воспитанников
репродуктивно осваивать правила игры. При выполнении этих заданий ребёнок
совершает игровые действия одной из фигур за одну из сторон на свободной от
других фигур шахматной доске. К примеру, когда ребенок вслед за педагогом
повторяет ходы фигур или выполняет простые дидактические задания: «На одно
поле», «Через поле», «Через два поля», «Поворот», «По всем углам» и т. д.;
9

− пошаговые задания и игры, которые формируют способность воспитанников
достигать конечной цели посредством конкретных, заранее детерминированных
шагов (ходов). В пошаговых заданиях на доске находятся фигуры обеих сторон
(белые и черные), при этом игровые действия выполняет только один ребёнок, а
фигуры второй стороны недвижимы, играют роль статистов. Это, к примеру, задание
«Один в поле воин»;
− лабиринтные (статические) задания и игры, которые формируют способность
воспитанников выбирать оптимальное решение из небольшого, ограниченного
количества альтернатив в условиях статичной, четко детерминированной цели. В
лабиринтных заданиях воспитанник проводит игровые действия одной из фигур в
условиях, когда отдельные поля доски недоступны для этой фигуры. Это задания
«Кратчайший путь», «Лабиринт»;
− полилабиринтные задания и игры, которые формируют способность воспитанников
выбирать оптимальное решение из большого количества альтернатив. В
полилабиринтных заданиях на доске находятся фигуры обеих сторон, при этом
игровые действия выполняет только один воспитанник, и, хотя фигуры второй
стороны недвижимы, свои фигуры ему ставить под удар нельзя. Это задания
«Перехитри часовых» и «Сними часовых»;
− динамические задания и игры, которые формируют способность воспитанников
выбирать оптимальное решение в условиях подвижной цели. В динамических
заданиях и играх игровые действия проводятся обеими сторонами поочередно, как
это и принято в шахматах. Это игры «Игра на уничтожение», «Ограничение
подвижности», «Захват контрольного поля». Пять видов заданий соответствуют
пяти уровням в овладении воспитанниками учебным материалом. На первом уровне
(уровне ориентировки) воспитанник знакомится с правилами и учится передвигать
ту или иную фигуру. На втором (уровне реализации) воспитанник реализует свои
угрозы без противодействия противника. На третьем (уровне маршрута)
воспитанник приобретает навыки в передвижении фигуры по оптимальному
маршруту. На четвертом (уровне противодействия) воспитанник учится следить за
полями, атакованными фигурами противника, и приобретает умение
противодействовать противнику. На пятом (уровне преодоления) воспитанник
учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление. Указанная
система заданий отрабатывается сначала на ладье, а затем последовательно на
каждой из остальных фигур.
При использовании предложенной системы выделено одиннадцать этапов. А именно
пять компонентов системы дидактических заданий последовательно отрабатываются
воспитанниками в заданиях с:
1.
ладьями;
2.
слонами;
3.
различными сочетаниями ладей и слонов;
4.
ферзями;
5.
различными сочетаниями ладей, слонов и ферзей;
6.
конями;
7.
различными сочетаниями ладей, слонов, ферзей и коней;
10

8.
пешками;
9.
различными сочетаниями ладей, слонов, ферзей, коней и пешек;
10. королями;
11. различными сочетаниями всех фигур.
Первый год обучения:
В состав учебно-методического комплекта первого года обучения входит «Шахматы,
первый год». Кроме нее в указанный комплект входят: 1) учебник для детей «Шахматы,
первый год, или там клетки чернобелые чудес и тайн полны» (в двух частях); 2) пособие
для педагога «Шахматы, первый год, или «Учусь и учу».
Программа «Шахматы». Первый год обучения включает в себя шесть тем. На каждом
из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной
проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении
силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В Программе
«Шахматы» предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами
оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к
примеру, сильнее слона или коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа первого года обучения разработана для организации шахматных занятий
в старших и подготовительных группах детских садов. Это обеспечивается применением
на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К
примеру, при изучении игровых возможностей ферзя или коня пятилетним детям
предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям шести лет. При этом
последовательность изложения материала остается прежней.
Примерная тематика Программы «Шахматы».
Первый год обучения.
1.
Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое
играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски
кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из
вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из
диагоналей шахматной доски.
2.
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по
очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из воспитанников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана. «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из
шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все
фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме
«секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
«Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные
фигуры и спрашивает воспитанников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются?
(Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная 24 позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»;
11

связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания: «Мешочек». воспитанники по одной вынимают из мешочка
шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог
берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
4.
Ходы и взятия фигур (основная тема первого года обучения). Правила хода и
взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У
ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один
в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов
белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват
контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с
целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить
фигуры на клетки, находившиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного
поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо
напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий
надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной
белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый
взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 57
лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на
шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и
развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

12

5.
Цепь шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания: «Шах или не шах».
Приводится ряд положений, в которых дети должны определить, стоит ли король под
шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять
шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от
шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд
положений, в которых воспитанники должны определить, дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает
тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». воспитанники должны определить, можно ли
рокировать в тех или иных случаях.
6.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления
о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания: «Два хода». Для
того чтобы воспитанник научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
Календарный тематический план первый год обучения
Распределение часов
Тема
Теоретические
Практические
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная расстановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения
Повторение программного материала
ВСЕГО: 70 ч

3
2
2
11
3
2
2
25

5
4
2
20
5
8
2
45

13

Первый год обучения:
Тема

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности

Чтение и инсценировка дидактической
Находить белые и черные
сказки И. Г. Сухина «Удивительные
поля, белые и черные
приключения шахматной доски» или показ
диагонали на шахматной
одноименной презентации. Знакомство с
доске. Правильно
шахматной доской. Диаграмма.
располагать шахматную
Демонстрационная шахматная доска. Поля
доску. Распознавать
горизонталь, вертикаль,
(шахматные поля). Белые поля. Черные
диагональ. Считать
поля. Чередование белых и черных полей
количество полей в
на шахматной доске. Шахматная доска и
шахматных «дорожках»:
шахматные поля квадратные. Чтение и
инсценировка дидактической сказки И. Г.
горизонталях, вертикалях,
диагоналях. Определять
Сухина «Котята»
количество горизонталей и
хвастунишки» или показ одноименной
вертикалей на шахматной
презентации. Расположение доски между
доске.
партнерами. Горизонтальная линия.
Выявлять сходство и
Количество полей в горизонтали.
различие
горизонтали,
Количество горизонталей на доске.
вертикали и диагонали.
Вертикальная линия. Количество полей в
Шахматная
Находить
на шахматной доске
вертикали. Количество вертикалей на
доска
горизонтали,
доске. Чередование белых и черных полей
вертикали,
диагонали и
в горизонтали и вертикали. Работа с
центр. Сравнивать диагонали
презентацией «Шахматные загадки И. Г.
Сухина ко второму уроку». Дидактические по количеству полей. Делать
вывод о том, в каких
задания и игры «Горизонталь»,
шахматных
«дорожках»
«Вертикаль». Диагональ. Белая и черная
полей больше, чем в других.
диагонали. Отличие диагонали от
Играть в дидактические игры
горизонтали и вертикали. Количество
по теме. Решать
полей в диагонали. Большая белая и
занимательные задания по
большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра.
теме. Предлагать варианты
развития сюжета в
Количество полей в центре. Работа с
дидактических
сказках и
презентациями-сказками И. Г. Сухина
презентациях-сказках.
«Как появилась шахматная доска» или
«Лена, Оля и Баба Яга». Дидактическое
задание «Диагональ». Цикл дидактических
заданий «Помоги рассеянному
художнику»

14

Шахматные
фигуры

Белые. Черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Работа с презентациями
сказками И. Г. Сухина «Приключения в
Шахматной стране», «Как появились
шахматные фигуры», «Оля, Добрыня и
шахматы». Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек», «Угадайка»,
«Секретная фигура», «Угадай», «Что
общего?», «Большая и маленькая»

Различать шахматные
фигуры по цвету, форме и
размеру. Рисовать
шахматные фигуры.
Предлагать варианты
развития сюжета в
презентациях-сказках. Играть
в дидактические игры по
теме. Решать занимательные
задания по теме.

Расставлять начальное
положение. Находить
ошибки в неправильно
Начальное положение (начальная позиция).
расставленной начальной
Расстановка фигур перед
позиции. Выявлять связь
шахматной партией. Правило: «Ферзь
между «дорожками»
любит свой цвет». Связь между
шахматной доски и
горизонталями, вертикалями, диагоналями
начальным положением.
Начальная и начальным положением фигур. Работа с
Предлагать варианты
расстановка презентацией рифмовкой И. Г. Сухина «Я
развития сюжета в
фигур
смотрю на первый ряд...» и с
презентациях-сказках.
презентацией- сказкой И. Г. Сухина
Разучивать рифмовку о
«Книга шахматной мудрости».
начальном положении.
Дидактические задания и игры
Играть в дидактические игры
«Мешочек», «Да и нет», «Мяч»
по теме. Решать
занимательные задания по
теме.

15

Место каждой из фигур в начальном
положении. Ход. Ход ладьи, слона, ферзя,
коня, пешки, короля. Невозможный ход.
Взятие. Размен. Создание угрозы.
Нападение на фигуры противника.
Особенности использования цветных
магнитов на демонстрационной доске.
Белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки. Авторские
дидактические задания «Один в поле
воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Сними часовых»,
Ход и взятие
«Атака неприятельской фигуры»,
фигур
«Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру» с каждой из фигур.
Простые дидактические задания как основа
решения более сложных.
Авторские дидактические игры «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение», «Ограничение
подвижности» с каждой из фигур.
Дидактические задания как опора для
дидактических игр. «До- матовый» период
обучения как модель тех или иных
реальных ситуаций, которые могут
сложиться в реальной шахматной партии.
Работа с поурочными презентациями
шахматных загадок И. Г. Сухина и

Воспроизводить на своей
шахматной доске
малофигурные позиции из
учебных пособий. Выполнять
ход и взятие каждой из
шахматных фигур.
Разменивать при
необходимости однотипные
фигуры. Совершать
передвижения шахматных
фигур не только на
шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Сравнивать положение белых
и черных фигур на
шахматной доске.
Устанавливать общее и
различия между
дидактическими заданиями.
Анализировать простейшие
положения, возникающие в
ходе дидактических игр.
Ставить себя на место
партнера при обдумывании
хода — преодолевать
эгоцентризм. Налаживать
простейшие связи между
своими шахматными
фигурами. Нарушать
взаимодействие
неприятельских фигур.
Выявлять главный фактор в
той или иной позиции — тот,

16

другими презентациями. Цикл
дидактических заданий
«Помоги
рассеянному художнику»

который помогает выбрать
лучший ход. Находить
алгоритм решения той или
иной головоломки. Выявлять
атакующие и защитительные
ходы. Обосновывать выбор
своего хода при решении
задач. Замечать простейшие
связи между фигурами преодолевать синкретизм.
Находить парадоксальные
ходы, которые позволяют
решать занимательные
задачи. Выбирать
сильнейший ход из
нескольких возможных.
Играть в дидактические игры
по теме. Решать
занимательные задание по
теме

17

Цель
шахматной
партии

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от шаха. Дидактические
задания «Шах или не шах», «Дай шах»,
«Пять шахов», «Защита от шаха».
Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый
шах», «Дай двойной шах». Дидактическое
задание «Кратчайший путь» как модель
для поиска шаха в той или иной позиции.
Дидактическая игра «Первый шах». Цель
игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Дидактическое задание «Мат или
не мат». Работа с презентацией-сказкой И.
Г. Су- хина «Страна Грез». Мат в один ход.
Мат в один ход ферзем,ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые
примеры). Дидактическое задание «Мат в
один ход». Мат в один ход: сложные
примеры с большим числом шахматных
фигур. Дидактическое задание «Дай мат в
один ход». Отличие пата от мата.
Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пат или не пат».
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание
«Рокировка». Работа с презентацией
«Шахматные загадки И. Г. Сухина к
двадцать восьмому уроку». Цикл
дидактических заданий
«Помоги
рассеянному художнику»

Воспроизводить на своей
шахматной доске
малофигурные позиции из
учебных пособий. Объявлять
шах, открытый шах, двойной
шах. Освоить способы
защиты от шаха. Находить
лучшую защиту от шаха.
Ставить мат различными
фигурами и их сочетаниями.
Освоить способы, которые
могут спасти худшую
партию: пат и вечный шах.
Различать шах, мат и пат.
Проводить короткую и
длинную рокировку.
Выбирать правильный ход из
нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении. Совершать
передвижения шахматных
фигур не только на
шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Предлагать варианты
развития сюжета в
презентациях-сказках.
Сравнивать положение белых
и черных фигур на
шахматной доске.
Моделировать ситуации
постановки мата. Играть в
дидактические игры по теме.
Решать занимательные
задания по теме

18

Правила поведения за шахматной доской.
Игра без пояснений о том, как лучше
начинать шахматную партию. Шахматы —
это время, пространство и материал.
Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию: 1) как
можно быстрее вводить в игру свои
фигуры; 2) без необходимости не делать
два хода подряд одной и той же фигурой;
3) вводить в игру легкие фигуры раньше,
Игра всеми
чем тяжелые; 4) для обеспечения более
фигурами из безопасной позиции для короля выполнять
начального
рокировку; 5) фигуры должны занимать
положения
активные позиции; 6) фигуры должны
занимать безопасные позиции; 7) следует
ограничивать подвижность фигур
противника; 8) не ставить более ценные
свои фигуры под удар менее сильных
фигур противника; 9) особое внимание
уделять центральным полям.
Демонстрация коротких партий.
Дидактическая игра «Два хода». Цикл
дидактических заданий «Помоги
рассеянному художнику»

Выявлять главный фактор в
той или иной позиции,
который помогает объявить
мат в один ход на первых
ходах партии. Находить мат в
один ход в коротких партиях.
Сравнивать положение белых
и черных фигур на
шахматной доске.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении. Выбирать
правильный ход из
нескольких возможных.
Совершать передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем плане.
Играть в дидактические игры
по теме. Решать
занимательные задания по
теме.

Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
названия шахматных фигур, ходы
шахматных фигур, белопольные и
чернопольные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры. Шах, открытый шах,
двойной шах, мат, ничья, пат, рокировка,
шахматная партия, короткие партии

Проговорить основные
термины шахмат: шахматная
доска, белое поле, черное
поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, начальная
позиция, королевский фланг,
ферзевый фланг, ход, взятие,
нападение, шах, открытый
шах, двойной шах, вечный
шах, защита от шаха, мат,
пат, рокировка, выигрыш,
проигрыш, ничья, качество,
легкая фигура, тяжелая
фигура. Повторить названия
всех шахматных фигур и
основные правила шахмат:
ходы и взятия каждой из
фигур (в том числе взятие на
проходе, превращение

Повторение
пройденного
материала

пешки, проведение короткой
и длинной рокировки).
Всего: 70 ч.

19

Содержание Дополнительной общеобразовательной – общеразвивающей программы
«Шахматы».
Второй год обучения.
В состав учебно-методического комплекта второго года обучения входят: 1) Учебник
для детей «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» (в двух частях); 2) Пособие
для педагога «Шахматы, второй год, или Учусь и учу»; Если на первом году обучения
большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры,
то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и
позиционного преимущества.
Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей
ставить мат.
Программа «Шахматы». Второй год обучения. Включает в себя шесть тем:
1. «Краткая история шахмат»,
2. «Шахматная нотация»,
3. «Ценность шахматных фигур»,
4. «Постановка мата одинокому королю»,
5. «Достижение мата без жертвы материала»,
6. «IIIахматная комбинация».
Примерная тематика Программы «Шахматы». Второго года обучения.
1.
Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей,
шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения. Дидактические игры и задания: «Назови вертикаль». Педагог
показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль “е”»).
Так дети называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в
начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» и т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь
(например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ
(например: «Диагональ e1 — а5»). «Какого цвета поле?» Педагог называет какое-либо поле
и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два воспитанника, и
педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает
тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает
ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы детей.
3.
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания:
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до
четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы
фигур так, чтобы суммы очков в армиях педагога и воспитанника были равны. «Выигрыш
материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в
которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях
требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
20

4.
Постановка мата одинокому королю. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья
против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания: «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или
пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется
объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать
такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое
поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
5.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два
хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания: «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые
начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий
избежать мата в один ход.
6.
Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного
материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения
королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах,
комбинации на пат). Дидактические игры и задания: «Объяви мат в два хода». Требуется
пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать
материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую
двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
Календарный тематический план второй год обучения
Распределение часов
Тема
Теоретические
Практические
Повторение программного материала
История шахматных фигур
Шахматная нотация
Ценность шахматных фигур
Постановка мата одинокому королю
Достижение мата без потери материала

Шахматная комбинация
Повторение программного материала
ВСЕГО: 64 ч

2
1
2
3
4
3
10
2
27

2
0
2
6
5
5
15
2
37

21

Второй год обучения
Тема

Тематическое планирование

Характеристика видов
деятельности

Шахматная доска, белое и черное поле,
Проговорить основные
горизонталь, вертикаль, диагональ, белая термины шахмат: шахматная
диагональ, черная диагональ, большая
доска, белое поле, черное
белая и большая черная диагонали, центр.
поле, горизонталь,
Ходы шахматных фигур.
вертикаль, диагональ, центр,
Нападение, шах, мат, пат. Выигрыш,
начальная позиция,
проигрыш, ничья. Начальное положение.
королевский фланг,
Повторение
Работа с презентациями-сказками И. Г.
ферзевый фланг, ход, взятие,
программного
Сухина «Приключения в Шахматной
нападение, шах, открытый
материала
стране», «Как появились шахматные
шах, двойной шах, вечный
фигуры», «Страна Грез». Короткая и
шах, защита от шаха, мат,
длинная рокировка. Взятие на проходе.
пат, рокировка, выигрыш,
проигрыш, ничья, качество,
Превращение пешки. Варианты ничьей.
легкая фигура, тяжелая
Самые общие рекомендации о принципах
фигура.
Повторить названия
разыгрывания дебюта. Задания на мат в
всех шахматных фигур и
один ход. Демонстрация коротких

Краткая
история
шахмат

партий. Дидактические игры и задания
«Две фигуры против целой армии»,
«Убери лишние фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат». Работа с
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к урокам 1-2» (4
ч).

основные правила шахмат:
ходы и взятия каждой из
фигур (в том числе взятие на
проходе, превращение
пешки, проведение короткой
и длинной рокировки).
Предлагать варианты
развития сюжета в
презентациях-сказках

Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу. Работа с
презентацией-сказкой И. Г. Сухина
«Книга шахматной мудрости». Коротко о
чемпионах мира по шахматам. Работа с
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к уроку 3.
Краткая история шахмат. Легенда о
радже и мудреце» (1ч).

Получить первое
представление об истории
шахмат. Оценить поступки
раджи и мудреца —
изобретателя шахмат в
«Легенде о радже и
мудреце». Предлагать
варианты развития сюжета в
презентациях-сказках.

22

Шахматная
нотация

Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей. Дидактические задания «Назови
вертикаль», «Назови горизонталь»,
«Назови диагональ», «Какого цвета
поле», «Кто быстрее», «Вижу цель».
Рифмовка И. Г. Сухина о шахматной
нотации «Мы сидели на крыльце...».
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Работа с
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
второй год: Материалы к урокам 4-5.
Шахматная нотация» (4 ч).

Ценность
шахматных
финур

Оценивать соотношение сил
Сравнительная сила шахматных фигур.
на шахматной доске в
Дидактические задания «Кто сильнее»,
малофигурной
учебной
«Обе армии равны». Работа с
позиции.
Находить
презентацией И. Г. Сухина «Шахматы,
атакующие и защитительные
второй год: Материалы к уроку 6.
ходы в том или ином
Ценность шахматных фигур».
учебном положении.
Достижение материального перевеса.
Выбирать правильный ход из
Дидактическое задание «Выигрыш
нескольких возможных.
материала»: выигрыш ферзя, ладьи,
Сравнивать положение
слона, коня, пешки. Способы защиты.
белых и черных фигур на
Дидактическое задание «Защита»:
шахматной доске. Выявлять
уничтожение атакующей фигуры, уход
прием, с помощью которого
из-под боя, защита атакованной фигуры
можно достичь
другой своей фигурой, перекрытие,
материального перевеса:
контратака. Цикл дидактических заданий ограничение подвижности,
«Помоги рассеянному художнику» (9 ч).
нападение, шах, открытый

Находить на шахматной
доске каждую горизонталь,
вертикаль, диагональ и
конкретное шахматное поле
в соответствии с шахматной
нотацией. Называть цвет
того или иного поля: глядя
на шахматную доску и не
глядя на нее — совершая
необходимые операции «в
уме». Отличать краткую и
полную шахматную
нотацию.

шах, двойной шах, двойной
удар, превращение пешки,
связка, открытое нападение,
взятие на проходе и т. п.
Определять способ защиты,
с помощью которого можно
сохранить материальное
равенство: уничтожение
атакующей фигуры, уход
изпод боя, защита
атакованной фигуры другой
своей
фигурой, перекрытие,
контратака. Обосновывать
выбор своего хода в том или
ином положении.
23

Выявлять, какая ситуация
создалась на шахматной
доске: шах, пат или мат.
Объявлять мат в один ход.
Оттеснять неприятельского
короля на крайнюю линию.
Вынуждать короля
противника отступить на
угловое поле. Моделировать
ситуации постановки мата.
Ставить мат в два хода.
Сводить позиции на
шахматной доске к
известным положениям, в
которых достигается мат в
один ход. Выбирать
правильный ход из
нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении. Сравнивать
положение белых и черных
фигур на шахматной доске.
Совершать передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане. Решать
дидактические задачи по
теме

Постановка
мата
одинокому
королю

Типичные позиции, к которым нужно
стремиться при постановке мата
одинокому королю. Две ладьи против
короля. Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля. Ладья и
король против короля. Примеры
постановки мата одинокому королю.
Дидактические задания «Шах или мат»,
«Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Цикл дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику» (9 ч).

Достижения
мата без
потери
материала

Учебные положения на мат в два хода в
Объявлять мат в два хода
эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата в
неприятельскому королю в
эндшпиле. Учебные положения на мат в
эндшпиле, миттельшпиле и
два хода в миттельшпиле. Защита от мата дебюте. Использовать прием
в миттельшпиле. Учебные положения на
«Ограничение
мат в два хода в дебюте. Защита от мата в
дебюте. Дидактические задания
«Объяви мат в два хода», «Защитись от
мата». Цикл дидактических заданий
«Помоги рассеянному художнику» (8 ч).

подвижности» для создания
ситуации цугцванга.
Находить защиту от мата в
один ход в эндшпиле,
миттельшпиле и дебюте.
Сравнивать положение белых
и черных фигур на
шахматной доске.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении. Моделировать
ситуации постановки мата.
24

Шахматная
комбинация

Проводить несложные
шахматные комбинации.
Объявлять мат в два хода,
Шахматные комбинации как элемент
используя приемы
шахматного искусства. Матовые
завлечения, отвлечения,
комбинации. Жертва в шахматах. Темы
блокировки, разрушения
матовых комбинаций. Темы завлечения,
королевского прикрытия,
отвлечения, блокировки, разрушения
уничтожения защиты,
королевского прикрытия, уничтожения
«рентгена», освобождения
защиты, «рентгена», освобождения
пространства, батареи,
пространства (поля, горизонтали,
связки, пассивной жертвы,
вертикали, диагонали), батареи, связки,
перекрытия и сочетание
пассивной жертвы, перекрытия. Матовые
тематических приемов.
комбинации, в которых используется
Получать материальный
сочетание тематических приемов.
перевес с использованием
Дидактическое задание «Объяви мат в
приемов отвлечения,
два хода». Работа с презентацией И. Г.
завлечения, уничтожения
Сухина «Шахматы, второй год:
защиты, связки,
Материалы к уроку 18. Гарри Поттер
освобождения пространства,
играет в шахматы». Комбинации,
перекрытия, превращения
ведущие к достижению материального
пешки и сочетания
перевеса. Темы отвлечения, завлечения,
тактических приемов.
уничтожения защиты, связки,
Достигать ничьей в худших
освобождения пространства, перекрытия,
положениях применением
превращения пешки. Сочетание
комбинаций на пат и вечный
тактических приемов. Дидактические
шах. Проводить простейшие
задания «Выигрыш материала», «Проведи
комбинации в дебюте.
пешку в ферзи». Комбинации для
Выбирать правильный ход из
достижения ничьей. Комбинации на пат.
нескольких возможных.
Комбинации на вечный шах.
Дидактическое задание «Сделай ничью». Сравнивать положение белых
и черных фигур на
Типичные комбинации в дебюте.
шахматной доске.
Дидактические задания «Проведи
Обосновывать выбор своего
комбинацию», «Объяви мат в два хода».
хода в том или ином
Цикл дидактических заданий «Помоги
положении. Моделировать
рассеянному художнику» (25 ч).
ситуации постановки мата.
Совершать передвижения
шахматных фигур не только
на шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане. Решать
дидактические задания по
теме.

25

Повторение
программного
материала

Сравнительная ценность шахматных
фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты. Постановка
мата одинокому королю. Достижение
мата без жертвы материала.
Шахматные комбинации. Матовые
комбинации. Комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса.
Комбинации для достижения ничьей.
Типичные комбинации в дебюте (4 ч).

Оценивать соотношение сил
на шахматной доске в
малофигурной учебной
позиции. Находить
атакующие и защитительные
ходы в том или ином
учебном положении.
Объявлять мат в один и в
два хода. Проводить
простейшие комбинации в
дебюте. Выбирать
правильный ход из
нескольких возможных.
Обосновывать выбор своего
хода в том или ином
положении. Совершать
передвижения шахматных
фигур не только на
шахматной доске, но и «в
уме» — во внутреннем
плане. Решать
дидактические задания.

Всего: 64 ч.
Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации
Программы «Шахматы»
1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на создание
интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:
− самоутверждению ребёнка;
− развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей, усвоению
получаемых знаний;
− формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу,
осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие действия;
− становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции
совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;
− совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных
представлений, в том числе о справедливости и несправедливости;
− воспитанию адекватной самооценки.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и тематических
праздников, направленных на развитие любознательности, инициативности и
самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды как
развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок включается в
процесс «действия в уме».

26

Методы и технологии при реализации Программы «Шахматы»
Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ,
общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать
информацию.
Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных
материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и
практическими способами обучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и
формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических
заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает
ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры.
Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам
обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.
Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе
определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных
шахматных ситуаций, игра с заданных позиций.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по
заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении
образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение
шахматной задачи по теме занятия).
Формы сотрудничества с семьёй по программе «Шахматы»
Программа «Шахматы» предусматривает добровольное и посильное включение
родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого
содержания занятий.
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации
Программы «Шахматы».
Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские
отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать
атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и
умения родителей.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка,
раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми
близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая воспитанника к шахматам в
дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать
стремление ребёнка заниматься спортом. Взаимодействие семьи и педагогов позволяет
воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие традиции,
позволяющие воспитать нового гражданина России, возрождая традиции отечественной
шахматной школы.
Формы работы с родителями:
− индивидуальные собеседования;
− консультации, беседы;
− совместное проведение мероприятий;

27

− организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей, со
спортсменами высокого класса по шахматам.
Условия работы с родителями:
− целенаправленность;
− систематичность;
− дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
− доброжелательность и внимание.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.
1.Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»
Помещение: кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий
и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
воспитанников, доска, стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Программа «Шахматы» разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от
простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми
знаний, умений и навыков, т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в
дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.
В процессе обучения игре используются различные языки кодирования информации:
− действенный (реальные и демонстрационные шахматы),
−

образный (рисунки, диаграммы, схемы),

−

знаково - символический (цифры, слова)

В программе используются методы, способствующие активизации мыслительной
деятельности детей. Используются приемы моделирования и схематизации, графические
модели и задания по схеме.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешность занятий детей, является
помощь родителей, бабушек, дедушек и знакомых, умеющих играть в шахматы (повторение
дома изученного материала, выполнение домашних упражнений, практические игры). В
случае, если в окружении детей никто не умеет играть в шахматы, можно посоветовать
взрослым учиться вместе с детьми. Общее увлечение благоприятно скажется на
отношениях в семье, еще более сблизит родителей с детьми.
3.1.1.Психолого – педагогические условия реализации Программы «Шахматы»
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
− уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
− использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость
как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
28

− построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
− поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
− поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
− возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
− защита детей от всех форм физического и психического насилия;
− поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
3.1.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать
реализацию программы; учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
РППС построена на следующих принципах:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативной;
- доступность;
- безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, игровым, развивающим наглядным, дидактическим,
которые обеспечивают:
-

эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения
детей.
Трансформируемость РППС дает возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать
различные составляющих предметной среды.
Вариативность РППС позволяет создать различные пространства для игры.
Доступность РППС создает условия для свободного доступа детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
деятельности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по
надежности и безопасности их использования.
3.1.3 Кадровые условия
29

Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой – дополнительной общеразвивающей программой «Шахматы», развивает
интелектуально - спортивную деятельность. Комплектует состав воспитанников МАДОУ и
принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы.
Педагог дополнительного образования: Якунина Лидия Петровна
3.1.3.Материально – техническое обеспечение Программы «Шахматы»
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)
Оснащение и оборудование кабинета дополнительного образования
- стол шахматный – 6шт.
- шахматы – 10 шт
Оборудование кабинета
- шкаф для дидактического пособия - 3
дополнительного образования
- магнитные настенные шахматы – 4 шт
- напольные шахматы – 1 шт
Второе здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Щербакова, 77)
Оснащение и оборудование кабинета дополнительного образования
- стол – 6шт. шахматы – 10 шт
- шкаф для дидактического пособия - 1
Оборудование кабинета
дополнительного образования
- ноутбук – 1 шт. проектор – 1 шт
- экран – 1 шт
3.1.4. Перечень литературных источников
1. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа,
1994.
2. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.
– Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2011.
7. Интернет-ресурсы: − Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в
шахматы онлайн:
[сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
− Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
− Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

30

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Расписание занятий дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы»
Примерное расписание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Шахматы» на 2022 – 2023
учебный год
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)
группа

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Старшая группа

18.00 – 18.25

---

18.00 – 18.25

---

---

Подготовительная
18.30– 19.00
группа

---

18.30– 19.00

---

---

Второе здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Щербакова, 77)
группа

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Старшая группа

---

18.00 – 18.25

----

---

18.00 – 18.25

Подготовительная
группа

---

18.30– 19.00

----

---

18.30– 19.00

31

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Шахматы»
на 2022 – 2023 учебный год
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)
старшая
группа
подготовительная группа
Содержание
(с 5 лет до 6
(с 6 лет до 7 лет)
лет)
Количество возрастных групп
3
2
Начало учебного года
01.09.2022
01.09.2022
Окончание учебного года
31.05.2023
31.05.2023
Продолжительность учебного года всего, в
38
38
том числе:
1-е полугодие
17
17
2-е полугодие
21
21
Всего в неделю
2
2
Объем в неделю
50 минут
60 минут
Длительность одного занятия

25 минут

30 минут

Количество открытых мероприятий

3

3

Второе здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Щербакова, 77)
старшая
группа
подготовительная группа
Содержание
(с 5 лет до 6
(с 6 лет до 7 лет)
лет)
Количество возрастных групп
0
3
Начало учебного года
01.09.2022
Окончание учебного года
31.05.2022
Продолжительность учебного года всего, в
38
том числе:
1-е полугодие
18
2-е полугодие
21
Всего в неделю
2
Объем в неделю
60 минут
Длительность одного занятия

30 минут

Количество открытых мероприятий

3

32

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться
линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры.
Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет
понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно
выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта
предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие,
внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их,
рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в
пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка»,
«шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические
фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей,
уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка
развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении
быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их
вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает
понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических
фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает
геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и
«мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Ф.и
.реб
ёнк
а

знать

Знает
шахматные
термины:поле,
горизонталь,
вертикаль

уметь

Название
шахматных
фигур и их
отличия

Решать
Правила Ориенти
простые
хода, ровка на
Играть
Правльно Правильно
Умение
взятие шахматной каждой распологать распологат перемещат шахматн
каждой доске.
фигурой
доску
ь фигуры
ь фигуры ые задачи
фигуры

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».