ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 (МАДОУ детский сад № 16) ____________________________________________________________________________ 620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 289 – 25 – 20 сайт: 16.tvoysadik.ru 620023 г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 77 тел. (343) 311 – 25 – 20 сайт: 16.tvoysadik.ru ИНН 6674368867 КПП 667901001 ПРИНЯТ: на педагогическом совете МАДОУ детский сад № 16 Протокол № 1 от 28.08.2020 г. УТВЕРЖДЕН: Приказ № 76 от «28» августа 2020 г. Заведующий МАДОУ детский сад № 16 ______________ И.А. Караджели ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 16 Екатеринбург, 2020 1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 (далее – МАДОУ) разработано на основании: − Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г.; − Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; − Распоряжением Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; − Устава МАДОУ детского сада № 16; − иных локальных нормативных актов МАДОУ (справок, отчетов и т. п.). 1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность МАДОУ в части оказания логопедической помощи обучающимся (воспитанникам), имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся (воспитанники)) и трудности в освоении ими основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (в том числе адаптированной). 1.3. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются: а) организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся (воспитанников); б) организация проведения логопедических занятий с обучающимися (воспитанниками) с выявленными нарушениями речи; в) организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися (воспитанниками) по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся (воспитаннику), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; г) консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися (воспитанниками). 2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ 2.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ не зависимо от организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи МАДОУ ведется документация согласно приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется локальными нормативными актами МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей - логопедов определяется локальным нормативным актом МАДОУ (штатным расписанием), регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: а) количества обучающихся (воспитанников), имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5(6) - 12 указанных обучающихся (воспитанников); б) количества обучающихся (воспитанников), имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся (воспитанникам), испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся (воспитанников); в) количество обучающихся (воспитанников), имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом МАДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся (воспитанников). 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) (приложения № 2 и № 3 к Положению). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся (воспитанников), обследование обучающихся (воспитанников) по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников), педагогических работников, углубленное обследование обучающихся (воспитанников), имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся (воспитанников), демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося (воспитанника), демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учительлогопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4. Положения. 2.6. Списочный состав обучающихся (воспитанников), нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося (воспитанника), рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление обучающихся (воспитанника) на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся (воспитанников) с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся (воспитанников), нуждающихся в получении логопедической помощи, их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя МАДОУ. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися (воспитанниками) проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося (воспитанника) рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с обучающимися (воспитанниками) проводятся с учетом режима работы МАДОУ. I 2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся (воспитанников) и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению). 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися (воспитанниками) из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом - методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся (воспитанников) при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников МАДОУ, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся (воспитанниками). Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: а) постоянно действующей консультативной службы для родителей (законных представителей); б) индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ; в) информационных стендов; г) информационного сайта учителя – логопеда или сайта МАДОУ. 3. Логопедическая помощь при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ; 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МАДОУ, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом. 2.5. Положения. Для детей, получающих образование вне МАДОУ (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих МАДОУ, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного образования». 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК и (или) ППк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ. При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: а) для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; б) для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; в) для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся (воспитанникам), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленные по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ. 4. Заключительные Положения 4.1. Положение вступает в силу с момента утверждения его заведующим МАДОУ. 4.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом заведующего МАДОУ. 4.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. Приложение 1 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ДОКУМЕНТАЦИЯ МАДОУ детского сада № 16 ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Программы и/или планы логопедической работы. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). Расписание занятий учителей-логопедов. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 1. 2. 3. 4. (воспитанников), Приложение 2 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Заведующему МАДОУ детского сада № 16 И.А. Караджели ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Ф.И.О (при наличии) родителя (законного представителя) Согласие родителя (законного представителя) обучающегося (воспитанника) на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, _________________________________________________________________________________________ Ф.И.О (при наличии) родителя (законного представителя) обучающегося (воспитанника(цы) являясь родителем (законным представителем) __________________________________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О (при наличии), группа, которую посещает воспитанник(ца), дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" ____________ 20__ г. _____________ (подпись) /__________________________________/ (расшифровка подписи) Приложение 3 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Заведующему МАДОУ детского сада № 16 И.А. Караджели ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Ф.И.О (при наличии) родителя (законного представителя) Заявление Я, _________________________________________________________________________________________ Ф.И.О (при наличии) родителя (законного представителя) обучающегося (воспитанника) ___________________________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) ___________________________________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О (при наличии), группа, которую посещает воспитанник(ца), дата (дд.мм.гг.) рождения) Прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). "__" ____________ 20__ г. _____________ (подпись) /__________________________________/ (расшифровка подписи) Приложение 4 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Педагогическая характеристика на воспитанника (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: дата поступления в МАДОУ детский сад № 16: «_____»_________________ 20____г. образовательная программа (полное наименование):___________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ особенности организации образования: 1. в группе: ______________________________________________________________________ 2. группа: _______________________________________________________________________ (общеразвивающей направленности, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.) 3. на дому; 4. в медицинской организации; 5. в форме семейного образования; 6. сетевая форма реализации образовательных программ; 7. с применением дистанционных технологий. − факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; классов семьи с основе частых, − состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); − трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: − учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); − соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). 5. Характеристики взросления <9>: -------------------------------<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением. − хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); − характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); − отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); − отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); − характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); − значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); − значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); − способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на словах"); − самооценка; − принадлежность к молодежной субкультуре(ам); − особенности психосексуального развития; − религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); − отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); − жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). «___» ___________________20__г. _____________________ /_____________________________/ Учитель-логопед, принявший обращение: _______________________________________________________________________________ (указать ФИО, должность в МАДОУ) Результат обращения: «___» ___________________20__г. _____________________ /_____________________________/ Приложение 5 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.