Программа системы здоровьясбережения воспитанников в МАДОУ 2020 - 2026

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
(МАДОУ детский сад № 16)
____________________________________________________________________
620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 289 – 25 - 20
ИНН 6674368867 КПП 667901001

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МАДОУ детского сада № 16
Протокол № от .

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ детского сада № 16
_________ И.А. Караджели
Приказ № __ от .0

Программа развития
системы здоровьесбережения воспитанников
в МАДОУ детский сад № 16

Екатеринбург, 2019

Содержание
Пояснительная записка….………………………………………………….. стр. № 3
Основные этапы и направления реализации программы……………….... стр. № 12
Основные

направления

Программы

здоровьесбережения

воспитанников………………………………………………………………. стр. № 17
Основные мероприятия по реализации основных направлений в
здоровьесберегающей деятельности МАДОУ на период 2014-2017 гг…. стр. № 20
Стратегический план улучшения здоровья воспитанников………………. стр. № 32
Здоровьесберегающие технологии, в образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста………………................................................. стр. № 36
Мониторинг эффективности реализации программы……………………... стр. № 40
Заключение…………………………………………………………………… стр. № 48
Список литературы………………………………………………………….. стр. № 49

Пояснительная записка
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать
у него высокий уровень здоровья
вполне возможно.
Академик Н.М. Амосов.
Многие философы ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни
первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так
оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его
потерять – значит потерять все…».
Здоровье детей в любом обществе и при любых социальноэкономических

и

политических

ситуациях

является

актуальнейшей

проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет
будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал
общества и является чутким барометром социально-экономического
развития страны.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья
детей

является

дошкольных

как

никогда

организаций

ранее

актуальной.

Основной

задачей

на современном этапе развития системы

образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Это
объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие
требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о
здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний,
но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой
умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты
научных исследований свидетельствуют:
- количество здоровых детей не превышает 15 – 20%,
- по данным Министерства здравоохранения России, к 6-7 летнему
возрасту только 13% детей могут считаться здоровыми.

О неблагополучии, о состоянии здоровья детей знают и говорят давно
и постоянно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. О
неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего
поколения, стали говорить открыто как на уровне государства, так и
отдельно взятого учреждения. Особенно остро проблема сохранения,
укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы
стоит

перед

педагогами

и

медицинскими

работниками,

трудовая

деятельность которых связана с дошкольными организациями.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится,
что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов,
но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Актуальность выбранного направления обусловлена состоянием
здоровья детей не только в масштабе России, но и статистикой по городу
Екатеринбургу, которая вызывает беспокойство у медицинских работников
и педагогов. По предоставленным данным МАО ДГБ № 8, число
дошкольников имеют следующие группы здоровья:
- с I-ой группой здоровья составляет 12%,
- со II-й группой – 82%,
- с III-ей группой – 4%,
- с IV-ой группой – 2%.
Цифры

убедительно

демонстрируют

выраженное

преобладание

дошкольников со II группой здоровья, которая характеризуется теми или
иными функциональными нарушениями, находящимися на грани здоровья и
болезни, еще не перешедшей в хронический процесс.
Вместе с тем, в практике здоровьесбережения МАДОУ возникает ряд
противоречий между:
- объективно

возникшими

требованиями

здоровьесберегающей
деятельности

и

недостаточно

к

осуществлению

профессионально-педагогической
высокой

долей

обученных

специалистов по вопросам обучения здоровьесбережению с учетом
специфики контингента воспитанников;
- необходимостью

активного

вовлечения

родителей

в

здоровьесберегающий процесс, оказания помощи семьям по
вопросам здоровьесбережения и отсутствием заинтересованности
родителей в осуществлении тесного сотрудничества и конкретных
оздоровительных проектов.
Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему.
Полноценное

здоровье

ребенка

невозможно

без

создания

системы

здоровьясбережения в МАДОУ.
Данная

программа

по

развитию

системы

здоровьесбережения

воспитанников в МАДОУ разработана в соответствии с законодательными
нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Постановления

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологических
требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»",
- Приказ

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

N

1155

"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.11.2013 N 30384).
В соответствии с локальным актом МАДОУ:
- Уставом МАДОУ детского сада № 16.
С

учетом

возрастных,

физиологических

индивидуальных,

особенностей

и

психологических

интересов

и

воспитанников,

образовательных потребностей участников образовательных отношений.

Цель:
Создать эффективную систему для комплексного решения проблемы
повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и
материально-технические

условия,

способствующие

созданию

инновационного здоровьесберегающего пространства в МАДОУ.
- Развивать способность педагогов к качественному моделированию
здоровьесберегающего

процесса

посредствам

внедрения

инновационных здоровьесберегающих технологий.
- Формировать

качественно

новый

уровень

продуктивного

сотрудничества института семьи и МАДОУ на основе реализации
альтернативных

средств

воспитания

и

оздоровления

воспитанников.
- Определить модель сотрудничества образовательного учреждения
и социальных институтов как внешнего здоровьесберегающего
пространства.
Основные принципы программы:
1 Принцип активности и сознательности — определяется через
участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых,
эффективных методов и целенаправленной деятельности по
оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени
инициативы

и

творчества

всех

субъектов

образовательного

процесса.
2 Принцип систематичности и последовательности в организации
здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса.
3 Принцип «Не навреди» данный принцип является первоосновой в
выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды

педагогических и оздоровительных воздействий должны быть
безопасны для здоровья и развития ребенка.
4 Принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная
работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
5 Принцип

оздоровительной

укрепление

здоровья

в

направленности
процессе

—

нацелен

воспитания

и

на

обучения.

Оздоровительную направленность должны иметь не только
физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация
образовательного процесса в детском саду.
6 Принцип комплексного междисциплинарного подхода. Работа
учитывает тесную связь между медицинским персоналом МАДОУ
и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой
предметности.
7 Принцип синкретичности - объединение разнообразных методов
здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

в

условиях

педагогической технологии, а также объединение различных
способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее
полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от
познания

и

реализации

своих

возможностей,

испытывая

эмоциональный комфорт.
Данная

программа

развития

системы

здоровьесбережения

воспитанников в МАДОУ призвана объединить педагогический коллектив,
специалистов МАДОУ и медицинский персонал, закреплённый за МАДОУ в
деле

здоровьесбережения

воспитанников

и

педагогов

дошкольного

учреждения.
Материально – техническое оснащение МАДОУ
С целью обеспечения высокого уровня сохранения и укрепления
здоровья детей, их физического, психического развития, реализации
программы развития здоровьесбережения воспитанников дошкольного

учреждения,

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями в МАДОУ созданы все необходимые условия, а именно:
- имеется медицинский блок (два изолятора, процедурный кабинет,
кабинет врача и медсестры);
- имеется 2 зала для физкультурных и музыкальных занятий, который
оборудован необходимым инвентарём: 6 гимнастических скамеек,
спортивные маты,

гимнастические стенки, наклонные доски,

ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия,
резиновые

коврики,

массажные

коврики

для

профилактики

плоскостопии, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного
оборудования

для

“игровых

дорожек”,

оборудование

для

вестибулярного аппарата (диски “здоровья”), имеются в наличии
мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое
необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу
большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную
плотность занятий,
- детский тренажерный зал: “бегущая дорожка”, «велотренажеры»,
«батуды», «бегущая по волнам», тренажеры Baby Gym "Мини Твист,
тренажер Baby Gym "Гребля", тренажер Baby Gym "Мини-степпер",
силовые тренажеры. В связи с тем, что нагрузки школьников все
время

увеличиваются,

будущих

первоклассников

необходимо

готовить к ним заранее. Современные школы ждут современных,
здоровых учеников,
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым
инвентарём и оборудованием: “ямой” для прыжков в длину, “полосой
препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой,
также имеется спортивная площадка для игры в хоккей,
- разработана

картотека

для

подвижных

шапочками и иными атрибутами,

игр

с

необходимыми

- имеется большая картотека для развития основных видов движения,
картотека физкультминуток и пальчиковых игр,
- в каждой возрастной группе имеются спортивные центры, где дети
занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов,
- в каждой возрастной группе имеются центр психологической
разгрузки для снятия эмоционального напряжения.
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для
развития основных видов движения и игр детей.
В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На
спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для
проведения

физкультурных

занятий

на

воздухе.

Для

обеспечения

двигательной активности детей в холодный период года на улице
проводятся подвижные и спортивные игры.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает
требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам
функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Коррекционный блок включает в себя кабинет учителя-логопеда.
Пропаганда и организация здорового образа жизни в МАДОУ –
целенаправленная деятельность всего коллектива. К этому привлечены
медицинский персонал детского сада, заместитель заведующего по ВМР,
музыкальные руководители, воспитатели, специалисты МАДОУ и родители
(законные представители) воспитанников.
Несомненно, в программе развития системы здоровьесбережения
воспитанников МАДОУ, мы определили функции каждого участника
педагогического процесса по психофизическому воспитанию детей:
Функции сотрудника
Функции
медицинских работников

Деятельность
1. Организация
и
контроль
соблюдения
санитарно-гигиенического
и
противоэпидемиологического режима.
2. Контроль уровня здоровья детей: определяют
и оценивают показатели заболеваемости,
физического, функционального и моторного

Функции
Зам зав по ВМР

Функции воспитателей

развития, динамику групп здоровья.
3. Контроль выполнения двигательного режима
и физических нагрузок на утренней
гимнастики и физических занятиях.
4. Проводят
профилактику
ОРВИ:
контролируют проведение и анализируют
эффективность закаливающих процедур.
5. Осуществляют гигиеническое воспитание
детей и санитарное просвещение персонала и
родителей.
6. Осуществляют сотрудничество МАДОУ с
узкими специалистами из МАО ДГБ № 8
7. Витаминизация блюд.
8. Составление индивидуального календаря
профилактических прививок в соответствии с
национальным календарем. Вакцинация.
9. Первая помощь при травмах.
1. Контролирует организацию мероприятий по
физическому, психологическому воспитанию
детей.
2. Оказывает
методическую
помощь
воспитателям.
3. Осуществляет наблюдение за организацией
здоровьесберегающих технологий.
1.Обеспечивают состояние психологического
комфорта каждому ребёнку в группе.
2. Проводит оздоровительные мероприятия и
формирует основы здорового образа жизни.
3. Планирует, отбирает содержание и методы
работы
с
детьми
в
образовательной
деятельности
с
учётом
индивидуальных
особенностей ребёнка (здоровья, уровня знаний,
развития познавательных процессов).
4. Строит самостоятельную и совместную
деятельность
на
принципах
здоровьесбережения.
5. При планировании НОД определяет задачи
развития каждого ребёнка, осуществляет
индивидуальный подход.
6. Проводит педагогическую диагностику
(мониторинг) по разделам программы «Детство»
и анализ результатов.
7. Вносит в календарный план индивидуальную
работу с детьми по оздоровительному и

Функции музыкального
руководителя

Функции родителей

психофизическому воспитанию.
8. Участие в мероприятиях с применением
различных форм психофизического воспитания
детей.
9.
Консультации, беседы, родительские
собрания.
1. Проводит диагностику эмоциональномузыкального развития детей.
2. Обеспечивает развитие эмоциональной сферы
детей, развивает певческое дыхание, все
стороны речи детей. Включает в содержание
занятий музыкальный материал о здоровье.
3. Проводит консультации для педагогов и
родителей, на которых раскрывает влияние
музыки на здоровье детей, даёт рекомендации
по использованию музыки в семье для снятия
напряжения нервной системы, при проведении
утренней гимнастики.
4. Подбирает для интегрированной НОД песни о
здоровье.
5. Подбирает музыку для успешной реализации
музыкотерапии
1. Ознакомление с результатами педагогической
диагностики
психофизической
подготовленности;
2. Участие в спортивных мероприятиях,
присутствие на Днях открытых дверей;
3. Обмен опытом работы с детьми в домашних
условиях.
4. Участие в массовых мероприятиях МАДОУ,
выход в социум (походы, экскурсии).

Основные этапы и направления реализации программы
Первоосновой
нормативно-правовая

здоровьесберегающей

деятельности

база.

в

Она

включает

себя

выступает

федеральные

и

региональные законодательные документы, уставные документы МАДОУ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об
утверждении

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».
- Конституция РФ (статьи 38,41,42,43).
- Закон

Российской

Федерации

«Об

иммунопрофилактике

инфекционных заболеваний».
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об
общероссийской системе мониторинга состояния физического
здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» №
916 от 29.12. 2001 г.
- Приказ

Минздрава

России

от

30.06.92

№186/272

«О

совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в
образовательных учреждениях».
- Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении
Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
- Приказ Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении
Инструкции по проведению профилактических осмотров детей

дошкольного

и

школьного

возраста

на

основе

медико-

экономических нормативов».
- Методические

рекомендации

«Организация

медицинского

контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников
на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в
условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993).
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования России «О
гигиенических требованиях, максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения» от
14.03.2000.
- Методическими рекомендациями Минздрава РФ «Контроль за
организацией питания в детских дошкольных учреждениях»
- Устав МАДОУ.
Программа предусматривает временные рамки, основные этапы и
направления.
I этап. 2019-2020 г.г. – организационно-мотивационный
Организационно – мотивационный этап предусматривает следующую
работу:
- координация деятельности педагогов и родителей МАДОУ на основе
общей цели, направленной на комплексное решение проблемы
повышения

эффективности

здоровьесберегающего

процесса

в

физического

и

условиях дошкольного учреждения,
- мониторинг

исходного

психического

развития

состояния

здоровья,

воспитанников,

а

также

физической

подготовленности дошкольников, их валеологических умений и
навыков;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства в
МАДОУ,

а

именно

оздоровительные

режимы,

комплексы

закаливающих мероприятий, физкультурные занятия всех видов и
типов, оптимальный двигательный режим.
II этап. 2020 – 2025 г.г. – основной
Реализация

основных

направлений

деятельности

МАДОУ

по

здоровьесбережению воспитанников, которая включает в себя:
- укрепление материально-технической базы МАДОУ;
- обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в
МАДОУ;
- создание условий для полноценного сбалансированного питания детей
с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация
питьевого режима и питания воспитанников);
- совершенствование системы специального обучения и оздоровления,
что подразумевает обеспечение преемственности между МАДОУ и
социальными институтами здоровьесбережения детей;
- развитие

системы

воспитательной

работы

по

формированию

здорового образа жизни дошкольников (организация кружков,
систематическое

проведение

физкультурно-оздоровительных

мероприятий);
- оздоровительная работа с педагогическим коллективом (проведение
спартакиад

среди

муниципальных

подразделений

Управления

образования, профилактика "эмоционального выгорания" педагогов,
организация оздоровительного часа для персонала МАДОУ).
III этап. 2025 – 2026 г.г. – итогово-аналитический
Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в
реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.
Измерение промежуточных результатов реализации Программы
здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и
отражается в письменном отчете с представлением итоговых данных в

диаграммах с пояснениями к ним и предложениями. Диагностические
данные будут оформляться в «Паспорт здоровья воспитанника».
Ожидаемые результаты от реализации Программы развития
системы здоровьесбережения в МАДОУ.
на уровне воспитанника:
- положительная динамика процесса здоровьесбережения детей;
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа
жизни;
- повышение уровня готовности воспитанников к обучению в школе,
рост уверенности в своих физических силах и возможностях;
- успешная социальная адаптация выпускников детского сада на этапе
вхождения в процесс обучения в начальной школе;
- снижение заболеваемости воспитанников;
- переход воспитанников из III группы здоровья по II группу здоровья,
из II группы здоровья в I группу здоровья.
на уровне родителей:
- сформированность мотивации к сотрудничеству с дошкольным
учреждением;
- осознание себя неформальными коллегами воспитателей и педагогов
дошкольного учреждения, активная позиция в воспитательном
процессе;
- повышение

психолого-педагогической,

валеологической

и

здоровьесберегающей культуры;
- укрепление института семьи в области здоровьесбережения.
на уровне воспитателей, специалистов МБДОУ:
-

повышение

профессиональной

компетентности

и

мастерства

педагогов (технологическая, валеологическая, коммуникативная и
рефлексивная культура);

-

увеличение

количества

авторских

инновационных

здоровьесберегающих разработок;
-

творческая самореализация в профессиональной деятельности.

на уровне МАДОУ:
-

наличие здоровьесберегающей атмосферы;

-

сформированность управленческой команды;

-

повышение

конкурентоспособности

ориентированного
валеологической

на

дошкольного

здоровьесбережение

культуры

всех

учреждения,

детей

субъектов

и

развитие

образовательного

пространства;
-

обновление и повышение эффективности использования материальнотехнической базы, увеличение объемов привлеченных внебюджетных
средств;

-

создание условий для положительной динамики состояния здоровья
воспитателей, педагогов и воспитанников детского сада.

на уровне социума:
- подготовка

определённого

инструктивно-методических
инновационной

спектра

авторских

материалов

здоровьесберегающей

программ

по

деятельности,

и

организации
способных

удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и
общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности,
позволит воспринимать МАДОУ, как образовательное учреждение,
обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных
услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы
на внутренние и внешние целевые аудитории.

Основные направления Программы здоровьесбережения
воспитанников
Направления
программы

1. Организационное

2. Просветительское
(образовательное)

3. Правовое

Содержание деятельности
- Изучение
передового
педагогического,
медицинского и психолого-педагогического опыта
по оздоровлению детей, отбор эффективных
методик и технологий.
- Разработка
и
внедрение
Программы
здоровьесбережения
в
воспитательнообразовательный процесс.
- Создание
в
МАДОУ
организационнопедагогических и медико-социальных условий по
внедрению Программы здоровьесбережения.
- Разработка системы и тактики по укреплению
психофизического здоровья дошкольников.
- Обеспечение комплексного подхода в реализации
Программы здоровьесбережения.
- Разработка критериев оценки эффективности по
реализации Программы здоровьесбережения.
- Наращивание
материально-технической
базы
МАДОУ для внедрения и реализации Программы
развития здоровьесбережения.
- Корректировка Программы здоровьесбережения на
всех этапах реализации.
- Создание мотивации в МАДОУ на выбор здоровых
альтернатив жизни.
- Организация пропаганды здорового образа жизни в
МАДОУ.
- Составление плана мероприятий по формированию
у дошкольников здорового образа жизни.
- Создание средств визуальной информации по
вопросам формирования здорового образа жизни.
- Включение родителей в деятельность МАДОУ как
значимых участников оздоровительного процесса.
- Разработка
и
реализация
адресных
профилактических
и
просветительских
рекомендаций.
- Нормативно-правовое обеспечение разработки
Программы развития здоровьесбережения.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой,
регламентирующей деятельность
образовательных учреждений по защите здоровья.

4. Аналитикоэкспертное

5. Информационнометодическое

6. Диагностическое

- Анализ-экспертиза предлагаемых программ и
проектов по здоровому образу жизни.
- Проведение мониторинга по состоянию всех
аспектов здоровья детей, получение оперативной
информации.
- Изучение факторов, влияющих на состояние
здоровья детей.
- Анализ-экспертиза
результатов
реализации
Программы развития здоровьесбережения в
динамике.
- Своевременное
выявление
изменений,
происходящих в коррекционно-оздоровительном
процессе
и
факторов,
вызывающих
их,
предупреждение негативных тенденций.
- Осуществление краткосрочного прогнозирования
здоровьесберегающего процесса.
- Изменение индивидуального образовательного
маршрута ребёнка в случаях возникновения
проблем в состоянии психофизического здоровья.
- Научно-методическое обеспечение разработки и
реализации
Программы
развития
здоровьесбережения.
- Повышение
информационной
культуры
педагогических и медицинских работников,
обусловленной общими задачами Программы
здоровьесбережения.
- Мониторинг результативности оздоровительной
деятельности МАДОУ.
- Информационное обеспечение родителей по
различным аспектам формирования здорового
образа жизни.
- Информирование
родителей
о
результатах
проделанной работы; обмен мнениями об
эффективности Программы здоровьесбережения.
- Распространение опыта оздоровительной работы.
- Измерение
промежуточных
результатов
реализации Программы здоровьесбережения.
- Диагностическое обследование и анализ исходного
состояния психофизического здоровья детей, их
валеологических знаний, умений и навыков.
- Изучение мотивации детей, педагогов и родителей
на формирование здорового образа жизни.
- Анализ здоровьесберегающей среды в МАДОУ.

7. Коррекционное

8. Социальнопедагогической
адаптации

9. Координационное

- Выявление групп детей, требующих внимания
специалистов. Выделение из потенциальной
«группы риска» реальной «проблемной» категории
дошкольников.
Индивидуальная
диагностика
проблем детей.
- Диспансеризация – проведение профилактических
осмотров детей, обследование врачом – педиатром
(с проведением антропометрии, распределением
детей на медицинские группы для занятий
физкультурой)
- Проведение
коррекционно-оздоровительной
работы с детьми.
- Решение оздоровительных задач всеми средствами
физического воспитания.
- Проведение коррекционных тренингов для детей
«группы риска».
- Проведение
коррекционно-развивающих
тренингов для педагогов и родителей.
- Обучение
родителей
основным
методам
профилактики
детской
заболеваемости
и
формирование
основ
валеологической
грамотности.
- Обеспечение и организация благоприятного и
безболезненного течения адаптации детей к
условиям МАДОУ.
- Повышение функциональных возможностей детей,
социальной адаптации и улучшение состояния их
здоровья.
- Повышение уровня социальной защищённости
детей и педагогов, нейтрализация негативных
факторов окружающей среды на личность ребёнка
и процесс его развития.
- Межведомственное
взаимодействие
органов
образования и здравоохранения – координация
деятельности МАДОУ по реализации Программы
здоровьесбережения.
- Обмен опытом работы между дошкольными
образовательными учреждениями города.
- Взаимодействие МАДОУ с семьёй и социальными
институтами детства по вопросам укрепления
здоровья детей.
- Использование в оздоровительной работе МАДОУ
перспективных форм социального партнёрства.

Основные мероприятия по реализации основных направлений
в здоровьесберегающей деятельности МАДОУ на период 2019-2026 гг.
№
п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

I. Организационное направление
Обновление содержания здоровьесберегающего образования и воспитания,
организация здоровьесберегающего пространства
Разработка программы развития
Июль - август
Заведующий
1
системы здоровьесбережения
2019 г.
Творческая группа
Организационно-методическая
работа по повышению
2
профессионального мастерства
постоянно
Зам зав по ВМР
педагогов в реализации вопросов
здоровьесбережения
Создание кадровых, психологопедагогических, материальных,
образовательно-дидактических,
воспитательно-методических
предпосылок для осуществления
системы работы по
здоровьесбережению:

3

4

- определение подходов к
содержанию методической
работы по вопросам
использования
здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе с
детьми дошкольного возраста;
- организация повышения
квалификации участников
здоровьесбережения;
- организация работы с родителями
по наращиванию материальной
базы для работы по
здоровьесбережению.
Осуществление в практике
МАДОУ системносинергетического подхода к
управлению
здоровьесбережением:
- описание стратегии работы по
здоровьесбережению в МАДОУ;
- разработка структуры

постоянно

Заведующий
Зам зав по ВМР

2014-2017гг.

Администрация
МАДОУ

5

6

7

8

11

управления вопросами
здоровьесбережения;
- разработка положения о службе
здоровьесбережения МБДОУ;
- организация взаимодействия
всех звеньев
здоровьесберегающего процесса;
- отработка системы
стимулирования участников
процесса здоровьесбережения;
- контроль системы
здоровьесбережения.
Проведение здоровьесберегающего
компонента через все виды
детской деятельности
воспитанников (психологический
фон НОД, длительность НОД,
методы и формы, санитарногигиенические условия)
Разработка здоровьесберегающих
требований для организации и
проведения детского
экспериментирования с детьми
Собеседование с педагогами и
специалистами об организации
оздоровительного режима в
группах
Создание информационного банка
данных по вопросам укрепления,
сохранения здоровья всех
участников образования
Организация работы по
физической культуре для
воспитанников:
- разработка
здоровьесберегающего
компонента содержания НОД по
физической культуре;
- разработка и внедрение
оздоровительно образовательной программы для
кружка подвижных игр
«Поиграйка»;
- создание видеоряда НОД с

В течение
периода

Зам зав по ВМР

2019-2020гг.

Зам зав по ВМР

Постоянно

Зам зав по ВМР

2019-2023 гг.

Зам зав по ВМР

2019-2020 гг.
2019-2020 гг.
2019-2026 гг.

Инструктор по
физическому
развитию

показом коррекционной работы с
детьми;
- создание дидактического и
методического комплекса для
индивидуальной коррекционной
работы по физической культуре
Пополнение коррекционноразвивающей и оздоровительной
среды в группах
Разработка программы работы
клуба для родителей «Растим
здорового ребенка»

2019-2026 гг.

В течение
периода

Воспитатели
МАДОУ

Ежегодно

Заведующий

Разработка целевой комплексной
программы повышения
квалификации педагогических
работников в области
здоровьесбережения

2019г.

Заведующий
Зам зав по ВМР

Расширение специализированного
перечня образовательных услуг в
соответствии с потребностями
15
родителей и детей за счет введения
дополнительных услуг

2019г.

Заведующий

Создание банка данных по
инновационным формам
организации взаимодействия с
родителями в области
здоровьесбережения

2019г.

Зам зав по ВМР

12

13

14

16

1

2
3

4

II. Диагностическое направление
Анализ исходного состояния
психофизического здоровья детей, сентябрь-октябрь
их валеологических знаний,
2019г.
умений и навыков
Мониторинг состояния всех
В течение всего
аспектов здоровья детей
периода
Изучение мотивации педагогов и
родителей на формирование
Ежегодно
здорового образа жизни
Выявление детей, требующих
внимания специалистов.
В течение всего
Выделение из потенциальной
периода
«группы риска» реальной
«проблемной» категории

Специалисты
МАДОУ
Специалисты
МАДОУ
Зам зав по ВМР
Творческая группа

Педагоги МАДОУ
ПМПк

5

6

7

1

2

3.

4.

дошкольников. Индивидуальная
диагностика проблем детей.
Социальный анализ семей
воспитанников МАДОУ.
Оформление социальных
паспортов.
Психолого-медико-педагогическое
обследование детей, поступающих
в школу

Сентябрь –
Октябрь
Ежегодно

ПМПк

Апрель,
ежегодно

Специалисты
МАДОУ
Психолог МОУ
СОШ

Организация педагогического
мониторинга по
здоровьесберегающей
деятельности:
Зам зав по ВМР
- проведение анкетирования
Ежегодно
Творческая группа
педагогов по проблемам в
работе;
- анализ профессионального роста
педагогов.
III. Информационно-методическое направление
Научно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения.
Повышение квалификации участников образовательного процесса
Организация работы по отбору
форм и содержания
методической работы по
Зам зав по ВМР
освоению педагогами
здоровьесберегающих
технологий
Обеспечение педагогов
методической и дидактической
литературой для организации
здоровьесберегающего
образования
Апробация критериев оценивания
уровня гигиенической,
социальной, здоровьесберегающей
грамотности детей дошкольного
возраста
Круглый стол «Интеграция
психолого-педагогической и
лечебно-профилактической
реабилитации дошкольников»

В течение
периода

Зам зав по ВМР

2019-2020 г.г.

Администрация
МАДОУ

2019 г.

Заведующий

5.
6.

7.

8.
9.

10.

11.

12.

13.
14.
15.

16.

Семинар «Здоровье детей – наше
будущее»
Медико-педагогическое совещание на
тему: «Пути оптимизации здоровья
дошкольников»
Консультация для родителей
«Музыкотерапия как способ
улучшения психоэмоционального
самочувствия»
Консультация «Культурный ребёнок
– здоровый ребёнок»
«Метод БОС – способ
немедикаментозного лечения и
укрепления здоровья ребёнка»
Консультация «Предупреждение
негативного влияния компьютера на
здоровье ребёнка»
Психологический инструктаж для
педагогов
«Обеспечение психологической
безопасности в МАДОУ»
Обобщение опыта работы
«Индивидуальное сопровождение
детей со снижением познавательной
деятельности»
Рекомендации по формированию
эмоционально-выразительной
стороны речи
Оформление картотеки динамических
пауз
Консультация для педагогов
«Двигательная деятельность детей на
прогулке»
Рекомендации по коррекционноразвивающему воспитанию детей
раннего возраста с задержкой в
речевом развитии
«Фонетическая ритмика»

2019 г.

Зам зав по ВМР

2019 г.

Зам зав по ВМР

2019 г.

Музыкальные
руководители

2020 г.

Воспитатель

2020 г.

Учитель-логопед

2020 г.

Зам зав по ВМР

2020 г.

Творческая
группа

2020 г.

Учитель-логопед

2020 г.

Учитель-логопед

2020 г.

Зам зав по ВМР

2020 г.

Инструктор по
физической
культуре

2020 г.

Учитель-логопед

17.

Консультация «Лечебные подвижные
игры»

2020 г.

Инструктор по
физической
культуре

18.

Оформление картотеки для
воспитателей

2021 г.

Учитель-логопед

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.
29.

«Использование игровых
двигательных упражнений в группе»
Консультация «Формирование
связной речи дошкольников с
использованием методов
моделирования»
Рекомендации «Комплекс мер для
снятия статического напряжения во
время занятий»
Памятка «Безопасные для здоровья
ребёнка условия общения с
компьютером»
Рекомендации по коррекционноразвивающему воспитанию детей
раннего возраста с задержкой в
речевом развитии
«Фонетическая ритмика»
Рекомендации по рациональному
питанию детей
«Разговор о правильном питании»
Семинар-практикум
«Внедрение методов и приёмов
здоровьесбережения в воспитательнообразовательном процессе».
Сборник материалов.
Совет педагогов
«Обеспечение восхождения
дошкольника к культуре здоровья
через использование эффективных
здоровьесберегающих средств»
Совет педагогов
«Роль взрослых в формировании
нравственного здоровья
дошкольников»
Выставка методической литературы,
пособий, конспектов по работе с
детьми и родителями по
формированию здорового образа
жизни.
Рекомендации по применению
кинезиологических упражнений в
обучении дошкольников
Обобщение и распространение опыта
создания здоровьесберегающей среды

2020 г.

Учитель-логопед

2025 г.

Инструктор по
физической
культуре

2019 г.

Творческая
группа

2019 г.

Учитель-логопед

2020 г.

медсестра

2020 г.

Зам зав по ВМР

2021 г.

Зам зав по ВМР

2021 г.

Зам зав по ВМР

постоянно

Зам зав по ВМР

2021 г.

Учитель-логопед

2022 г.

Заведующий

в МАДОУ – творческий отчёт
IV. Просветительское направление
Взаимодействие с социумом как участниками процесса здоровьесбережения
Публикация материалов по ЗОЖ в
1.
Ежегодно
Зам зав по ВМР
информационных уголках
Консультация
«Художественная литература –
2.
2019– 2021г.г.
воспитатель
средство обогащения нравственного
здоровья детей»
Ведение рубрики
3.
«Навигатор здоровья» в газете ДОУ
Ежегодно
Зам зав по ВМР
«Жемчужинка детства»
Школа-практикум для родителей
Ежегодно
Специалисты
4.
«Развиваем ребёнка вместе»
согласно плану
МАДОУ
Советы инструктора физкультуры
Инструктор по
5.
«Оздоровительные мероприятия для
2020г.
физической
часто болеющих детей»
культуре
Информационный стенд
«Использование
Учителя 6.
здоровьесберегающих методов в
2020 – 2022 г.г.
логопеды
коррекционной работе с детьми с
речевыми нарушениями»
Рекомендации для родителей
Музыкальные
7.
«Создание здоровой музыкальной
2020 – 2022 г.г.
руководители
среды в домашних условиях»
Практикум для родителей и
8.
воспитателей по автоматизации
2019 г.
Учитель-логопед
звукопроизношения
Выпуск брошюры
Инструктор по
9.
«Физическая готовность детей к
2019 г.
физической
школе»
культуре
Карта-информатор
«Детская агрессивность как
10.
2019 г.
Педагог-психолог
индикатор психологического
здоровья дошкольников»
Консультация для родителей и
11.
педагогов
2019 г.
медсестра
«Дети с ММД и МЦД»
Консультация
Инструктор по
12.
«Подбор обуви для правильного
2019 г.
физической
формирования стопы»
культуре
Библиотека-передвижка по
13.
Ежегодно
Зам зав по ВМР
пропаганде здорового образа жизни
14.
Диалог с родителями
2021 г.
Творческая

15.

16.

17.

18.
19.
20.

21.
22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

«Детские патологические привычки»
Оформление памятки
«Психоэмоциональное благополучие
ребёнка с ограниченными
возможностями»
Информационные плакаты и
бюллетени по профилактике и
лечению детских болезней
Оформление памятки для родителей
«Профилактика сколиоза»
Практикум для родителей
«Ребёнок с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности»
Конкурс «Лучший уголок здоровья»
Устный журнал
«Агрессивность как сигнал
неблагополучия в психологическом
здоровье»
Консультация «Средства укрепления
иммунитета»
Дни открытых дверей для родителей
Групповые родительские собрания
«Здоровье с детства», «Вредные
привычки», «Оздоровление детей»,
«Здоровье для ребенка»,
«Нетрадиционные способы
оздоровления детей»
Практические рекомендации для
родителей ЧБД
Обще родительское собрание
«Здоровый ребёнок в здоровой семье»
(роль семьи в воспитании здорового
ребёнка)
Фотовыставка
«Мы растём здоровыми!»
Методическое пособие
«Психолого-педагогическая
поддержка семьи, воспитывающей
ребёнка с ограниченными
возможностями»
Оформление брошюры
«Что делать до прихода врача?»

группа
2020 г.

Педагог-психолог

Ежегодно

медсестра

2020 г.

Инструктор по
физической
культуре

2019-2020 уч.г.

Учитель- логопед

2020 г.

Зам зав по ВМР

2021г.

Педагог-психолог

2019 г.

Старшая
медсестра

Ежегодно
согласно плану

Зам зав по ВМР

ежегодно

Воспитатели

2020г.

медсестра

2020 г.

Заведующий

2020 г.
2026г.

Зам зав по ВМР

2021г.

Педагог-психолог

2022г.

медсестра

29.
30.
31.
32.
33.

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.

Проведение Дней пропаганды
В течение всего
Зам зав по ВМР
здорового образа жизни
периода
Размещение в СМИ печатных
В течение всего
материалов по вопросам
Педагоги МАДОУ
периода
здоровьесбережения
Выставка детских рисунков на темы:
Творческая
2019 – 2024г.г.
«Здоровье и болезнь глазами детей»
группа
Детская конференция
Специалисты
2019 – 2026г.г.
«Мы выбираем здоровье!»
МАДОУ
Передвижная акция «Реклама
Воспитатели
2019 г. – 2025 г.
здоровья» для родителей МАДОУ
групп
V. Коррекционное направление
Проведение коррекционно-оздоровительной работы с детьми,
валеологическое просвещение родителей и педагогов
Консультация
«Гипердинамический и
Педагог 2019 г.
гиподинамический синдром
психолог
у детей»
Консультация
«Профилактика профессионального
2020г.
Педагог-психолог
утомления педагогов»
Выступление
«Внедрение в коррекционный
2020г.
Учитель-логопед
процесс элементов развивающей
кинезиологической программы»
Консультация для педагогов
«Профилактика голосовых
2020г.
Учитель-логопед
расстройств»
Создание картотеки игр на развитие
просодической стороны речи
2020 – 2025 г.г.
Учитель-логопед
ребёнка»
Театральная постановка
Музыкальный
2020г.
«На здоровье!»
руководитель
Музыкальный
Музыкально-оздоровительное
руководитель
развлечение
2020г.
Инструктор по
«В здоровом теле – здоровый дух»
физической
культуре
Кукольный театр
Музыкальный
2020г.
«Я уколов не боюсь!»
руководитель
Викторина
2020 г.
Воспитатель
«Что ты знаешь о своём здоровье?»

10.
11.

12.

13.

14.

15.

1.

2.

3.

Выставка детского рисунка
«Как я занимаюсь спортом»
Валеологический праздник
«Здоровейка» в подготовительных
группах
Реализация комплекса мероприятий
по профилактике и преодолению
синдрома психоэмоционального
выгорания педагогов:
- проведение анкетирования;
- проведение индивидуальных
консультаций с педагогами;
- проведение тренинговых занятий с
отдельными категориями педагогов.
Создание картотеки дидактических
игр и упражнений по формированию
лексико-грамматического строя речи
у детей со стёртой дизартрией
Разработка и реализация
мероприятий по предупреждению
вирусных и респираторных
заболеваний

2020 г.
2021г.

Творческая
группа
Воспитатели
подготовительных
групп

Ежегодно
согласно плану

ПМПк

2022 г.

Учитель-логопед

Ежегодно

Врач-педиатр,
медсестра

Комплексное игровое занятие
2021г.
«Будь здоровым с детства!»
VI. Социально-педагогической адаптации
Разработка индивидуальных
образовательных маршрутов для
организации работы с детьми с
проблемами в развитии:
- для детей со снижением
Ежегодно
познавательной деятельности;
- для работы с детьми с
отклоняющимся поведением;
- для работы с часто болеющими
детьми.
Выступление
«Улучшение психоэмоционального
самочувствия детей
В течение всего
в адаптационный период через
периода
рациональную организацию
двигательной активности»
Психологическая гостиная
В течение всего
«Психологическая поддержка детей
периода

Воспитатели

ППк

Воспитатель

Педагог психолог

4.

5.

1.

из проблемных семей»
Практикум для педагогов
«Доктор Игра»
В течение всего
Педагог-психолог
(оздоровительный эффект
периода
коррекционных игр)
Оформление письма вновь
поступающему ребёнку с
ежегодно
Педагог-психолог
приглашением в детский сад
VII. Координационное
Управление здоровьесбережением в МАДОУ,
взаимодействие с социальными институтами детства
Разработка локальных актов по
Ежегодно
Заведующий
вопросам здоровьесбережения
Контроль процесса
здоровьесбережения в МАДОУ:

2.

3.

4.

- совещания;
1 раз в квартал
- собрания трудового коллектива по
1 раз в полугодие
вопросам снижения детской
заболеваемости;
- анализ состояния заболеваемости;
3 раза в год
- проведение рейдов по санитарно1 раз в месяц
гигиеническому состоянию
помещений ДОУ;
- организация персонального
2 раза в квартал
предупредительного контроля
соблюдения здоровьесберегающих
требований к занятиям;
- организация тематического
ежегодно
контроля состояния
здоровьесбережения;
- анализ тестирования детей по
2 раза в год
физическому воспитанию,
- организация медикоежемесячно
педагогического контроля
физкультурных занятий.
Разработка системы работы по
координации взаимодействия с
2019 г.
организациями здоровьесбережения
Консультирование педагогического
процесса на принципах
здоровьесбережения:
Постоянно
- составление расписания
образовательного процесса в

Заведующий

Заведующий

Зам зав по ВМР

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

соответствии с требованиями
СанПиН;
- разработка режима работы
кружков в соответствии с
требованиями
здоровьесбережения;
- экспертиза программ
дополнительного образования.
Установление взаимосвязи с детской
поликлиникой:
- выявление детей с патологиями;
- консультирование родителей
детей;
- ведение листов здоровья;
- выработка рекомендаций
воспитателям по организации
двигательного режима.
Участие в работе городских,
районных конференциях,
семинарах

В течение всего
периода

медсестра

Согласно плану

Заведующий

VIII. Аналитико-экспертное направление
Мониторинг и контроль по здоровьесбережению
Здоровьесберегающая экспертиза
инновационных программ и
Ежегодно
Зам зав по ВМР
современных педагогических
технологий
Анализ-экспертиза результатов
реализации программы
2022 г. и 2026 г.
Заведующий
здоровьесбережения
Заседание научно-методического
совета:
- анализ заболеваемости за учебный В течение всего
год;
периода,
Заведующий
ежегодно
- мониторинг оздоровительного
эффекта деятельности МАДОУ;
- утверждение проекта.
Контроль деятельности участников
В течение всего
здоровьесбережения по организации
Зам зав по ВМР
периода
взаимодействия с семьёй
Экспертиза организационнометодической работы по повышению В течение всего
Педагогический
профессионального мастерства
периода
совет
педагогов в реализации вопросов

здоровьесбережения
6.

Анализ работы клуба для
родителей

В течение всего
периода,
ежегодно

Педагогический
совет

7.

Экспертиза авторских программ и
методических пособий по
здоровьесберегающей деятельности
МАДОУ

2024 гг.

Педагогический
совет

1.

2.

3.

IX. Правовое направление
Ознакомление с нормативноправовой базой, регламентирующей
2019 г.
деятельность МАДОУ по защите
здоровья детей
Создание локальных актов,
регламентирующих
здоровьесберегающую деятельность
2019 г.
МАДОУ:
Положения о ППк, Положение о
творческой группе МАДОУ и др.
Выработка документационного
обеспечения мониторинга
здоровьесбережения:
2019 г.
- разработка и ведение
индивидуальных образовательных
маршрутов

Заведующий

Заведующий

Заведующий

2.1. Стратегический план улучшения здоровья детей.
Данный стратегический план основывается на здоровьесберегающих
технологиях,

а

также

ведущих

средствах

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в дошкольном
учреждении.

В

связи

с

этим

нами

выделены

следующие

виды

здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные,
- технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия ребенка;
- здоровьесбережения

и

дошкольного образования;

здоровьеобогащения

педагогов

- здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в

дошкольном учреждении.
№

1

2

3

Содержание

Группа

Периодичность
выполнения
. Оптимизация режима

Организация
1 младшая группа
жизни детей в
дети, вновь
адаптационный
поступившие в
период, создание
другие возрастные
комфортного
группы
режима.
Определение
оптимальной
нагрузки на
ребёнка, с учётом
Все группы
возрастных и
индивидуальных
особенностей.
Организация
гибкого режима

Все группы

Ежедневно

Постоянно

Постоянно

Ответственные

Сроки

Воспитатели,
педагог- психолог.

До
окончания
периода
адаптации

Педагог психолог,
Старшая медсестра
Инструктор
по физической
культуре
Врач
Воспитатели

В
течение
года

В
течение
года

. Организация двигательного режима

1

2

3

Физкультурные
занятия,
утренняя зарядка
Индивидуальный
режим
пробуждения,
гимнастика после
дневного сна
Прогулки с
включением
подвижных и
спортивных игр,
игр-эстафет

Все группы
3 раза в неделю

Все группы

Все группы

4

Спортивные
досуги и
развлечения

Все группы

5

Физ. минутки,
физпаузы

Все группы

Ежедневно

Ежедневно

1 раз в месяц

3-4 раза в день

Инструктор
по физической
культуре

В течение
года
согласно
сетке
занятий и
режиму
дня

Воспитатели,
контроль
медработника

В течение
года

Воспитатели
Инструктор
по физической
культуре
Инструктор
по физической
культуре,
воспитатели,
родители
Воспитатели

В течение
года

В течение
года
В течение
года

6

7

Пальчиковая
гимнастика
Свободная
двигательная
активность

Все группы

Все группы

3-4 раза в день

Ежедневно

Воспитатели,
логопед

В течение
года

Воспитатели

В течение
года

. Охрана психического здоровья

1

Использование
приёмов
релаксации:
минуты тишины,
музыкальные
паузы

2

Психогимнастик
а

3

4

5

6

1

2

3

Занятия
психолога с
детьми группы
риска

Все группы

Ежедневно
несколько раз в
день

Воспитатели,
специалисты,
педагог - психолог

В течение
года

Все группы

1 раз в неделю

Педагог-психолог

В течение
года

Индивидуально

2-3 раза в неделю

Педагог - психолог

По запросу
родителей
и педагогов
согласно
результату
обследования
психолога

Организация
Воспитатели,
В течение
уголков
Все группы
Постоянно
родители
года
уединения
Сон при открытых
фрамугах с
Воспитатели,
использованием
педагог-психолог,
Летний
Все группы
Летний период
релаксационной
музыкальный
период
музыки
руководитель
Оптимизация
Педагог –
Педагогический
В течение
педагогического
психолог,
коллектив
Постоянно
года
общения
зам. зав. по ВМР
IV. Профилактика заболеваемости и лечебно-оздоровительная работа
Воспитатели,
родители,
подготовительная
Инструктор
Посещение
С октября
группа
1 раз в неделю
по физической
бассейна
по май
культуре,
медсестра
3 раза в день во
Воспитатели,
время утренней
специалисты,
Дыхательная
Все группы
зарядки,
Инструктор
В течение
гимнастика в
на прогулке,
по физической
года
игровой форме
после сна
культуре
Воспитатели,
В течение
Гимнастика для
Во время занятий старшая медсестра,
Все группы
года
глаз
на физ. минутках
зам. зав.по ВМР

4

Артикуляционна
я гимнастика

5

Оксолиновая
мазь

1

Поливитамины

2

Настойка
шиповника

3

Витаминизация
третьего блюда

4

Кислородный
коктейль

Все группы
Все группы

Ежедневно

Воспитатели,
учитель - логопед

Ежедневно перед
прогулкой

Воспитатели,
Старшая медсестра

V. Витаминотерапия
По одному драже
Все группы
в течение 10 дней

Старшая медсестра
Старшая медсестра

Все группы

3 раза в неделю

Все группы

Ежедневно

Старшая медсестра

Ежедневно за 20
минут до еды,
10 дней

Старшая медсестра

Все группы

В течение
года
По
эпидпоказа
-ниям
Октябрь,
январь
Декабрь,
апрель
март
В течение
года
Октябрь,
декабрь,
февраль,
апрель

VI. Оздоровление фитонцидами
1

2

1

1
2
3

4

1

1

Чесночнолуковые закуски
Ароматизация
помещений,
чесночные
букетики
Элеутерокок

Все группы

Все группы

Во время обеда

В течение дня

Старшая медсестра
Помощники
воспитателя,
старшая медсестра

VII. Природные адаптогены
Все группы
Старшая
1 капля на 1 год
В течение месяца
медсестра, врач
жизни
VIII. Закаливание
Ежедневно, после
Все группы
Воспитатели
дневного сна

Воздушные
ванны
Прогулки на
Все группы
Ежедневно
Воспитатели
воздухе
Хождение
Ежедневно после
босиком по
Все группы
дневного сна
Воспитатели
ребристой доске
Полоскание зева
Воспитатели,
кипяченой
Средняя, старшая,
После каждого
помощники
охлажденной
подготовительная
приема пищи
воспитателя
водой
IX. Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки
1 раз в неделю
Старшая медсестра,
Корригирующая Средняя, старшая,
после
инструктор
гимнастика
подготовительная
дневного сна
по ФИЗО
X. Физиопроцедуры
Физиопроцедуры
По назначению
Старшая медсестра,
в детской
Все группы
врача
родители
поликлинике

Октябрь февраль
Октябрь апрель
Сентябрь,
март
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года

В течение
года
В течение
года

Здоровьесберегающие технологии, в образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста.
Вся работа по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном
учреждении и дома основывается на следующих технологиях:
1. Медико-профилактические технологии, которые обеспечивают
сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала
МАДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств.
Эти технологии включают в себя следующие мероприятия:
- организацию мониторинга здоровья дошкольников,
- разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей дошкольного возраста,
физического развития, закаливания;
- организацию профилактических мероприятий в МАДОУ;
- организацию контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
- организацию здоровьесберегающей среды в МАДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на
физическое развитие, коррекцию и укрепление здоровья ребенка.
Эти технологии включают в себя следующее:
- развитие физических качеств, двигательной активности;
- закаливание, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и
самомассаж;
- профилактика плоскостопия и нарушения осанки;
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе
о здоровье.
Реализация данной технологии осуществляется инструктором

по

физической культуре и воспитателями МАДОУ. Отдельные приемы этих
технологий

широко

используются педагогами

в разных

организации педагогического процесса:
- в непосредственно образовательной деятельности,

формах

- в режимных процессах МАДОУ,
- в свободной и совместной деятельности детей,
- в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком
и родителями.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии

-

это

технологии воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Цель технологии - становление осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие
умений

оберегать,

поддерживать

и

сохранять

его,

обретение

ва-

леологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи.
Эти

технологии

применяются

на

основе

учета

личностных

особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учета
интересов и предпочтений ребенка в содержании и видах деятельности.
Данные

технологии

позволяют

выстроить

педагогический

процесс,

ориентированный на здоровье ребенка.
4.

Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия ребенка позволяют сохранить психическое и социальное
здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий —
обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического
самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в
детском

саду

и

семье,

обеспечение

социально-эмоционального

благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается
педагог - психолог посредством специально организованных встреч с
детьми и родителями, а также воспитатели, музыкальный руководитель,
учитель

–

логопед.

Данные

технологии

педагогическое сопровождение ребенка.

обеспечивают

психолого-

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения всех
субъектов образовательного процесса в МАДОУ.
Предоставленные технологии направлены на:
- развитие

культуры

здоровья

всех

сотрудников

дошкольного

учреждения, в том числе культуры профессионального здоровья
педагогов;
- развитие потребности к здоровому образу жизни у сотрудников и
родителей МАДОУ.
Повышение квалификации педагогов, уровень их профессионального
мастерства определяет отношение семьи к дошкольному учреждению,
педагогам и их требованиям. Для того чтобы быть пропагандистом идей,
средств и методов здорового образа жизни детский сад в своей деятельности
должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии
родители с доверием отнесутся к рекомендациям и охотно пойдут с ними на
контакт.
Таким образом, реализация программы невозможна без создания в
МАДОУ сообщества: дети – родители - педагоги, для которого характерно
содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и
обязанностей.

Постоянное

совершенствование

мастерства

педагогов

необходимо при организации сотрудничества с семьей по воспитанию
здорового ребенка.
6. Информационно – коммуникационные технологии. В МАДОУ внедрен
проект «Виртуальная оздоровительная библиотека», которая разработана
для того, чтобы любой ребенок, педагог или родитель мог легко найти
нужную информацию для оздоровления воспитанников на сайте МАДОУ.
Информация

распределена

по

четырем

блокам.

Первый

блок

–

презентационный, второй блок – видео консультации и мастер – классы,
третий блок – информационные ресурсы и четвертый блок – игралка для
малышей.

Блок «Презентация» - входит сбор материалов, подготовка консультаций и
презентаций по здоровьесберегающим технологиям.
Блок видеороликов – включает консультации для родителей, презентации
для показа детям.
Блок информационных ресурсов, включает в себя стихи, рассказы,
пословицы, энциклопедии о здоровье.
Блок игралка предусмотрена для детей, которая включает дидактические
игры, словесные игры, подвижные игры, физминутки, пальчиковые
гимнастики и т.д.
Весь материал доступен в онлайн – режиме, им можно пользоваться
круглосуточно

Мониторинг эффективности реализации программы
Критерием эффективности оздоровительной работы МАДОУ служит
улучшение состояния здоровья детей. Оценку состояния здоровья детей
проводят на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических
осмотров.
Без информации о ходе промежуточных результатах, без постоянной
обратной связи процесс управления здоровьесбережением невозможен.
Первой, важнейшей составной частью системы мониторинга в МАДОУ,
определено состояние здоровья воспитанников. Данная система включает в
себя три аспекта:
− медицинский;
− психологический;
− педагогический.
Все три аспекта содержат составные части, касающиеся вопросов
здоровья. Полученные данные заносятся в диагностические таблицы и
листы здоровья, отражающие уровень физического развития и здоровья
детей и хранятся на протяжении всего периода посещения ребенком
МАДОУ.
Сбор информации осуществляется следующими методами:
- осмотр детей;
- наблюдение за деятельностью ребенка и анализ его результатов;
- изучение и анализ документов;
- определение

компетентности

детей

с

последующим

анализом

результатов;
- тестирование и анализ результатов.
Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение
состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками.
Показатели здоровья включают в себя:
- группу физического здоровья на основе анамнеза;

- группу физического развития на основе антропометрических
данных;
- разделение детей на группы для занятий физической культурой
(основная, подготовительная, специальная).
Профилактические медицинские осмотры детей декретированных
возрастов проводят в соответствии с действующими нормативными
документами и предусматривают:
- доврачебный (на основе программы скрининг-тестов),
- педиатрический этап
- специализированный этап.
Остальным детям ежегодно проводят скрининг-тестирование и
педиатрический осмотр. По показаниям дети осматриваются и другими
врачами-специалистами.
Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень,
весна) по данным антропометрических показателей (длинна и масса тела) и
для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования
физической подготовленности.
Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с
учетом уровня, достигнутого физического и нервно-психического развития,
острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или
отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их
обострения,

уровня

функционального

состояния

основных

систем

организма.
Оценка состояния здоровья группы детей включает в себя следующие
показатели:
- общая заболеваемость (уровень и структура);
- острая заболеваемость (уровень и структура);
- заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;
- процент часто болеющих детей (ЧБД);
- индекс здоровья;

- процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
- процент детей с хроническими заболеваниями;
- процент детей, функционально незрелых к обучению в школе;
- процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными
адаптацией к дошкольному учреждению;
- распределение детей по группам физического развития;
- распределение детей по группам здоровья;
- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
Для каждой возрастной группы детей медицинская сестра составляет
комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на
снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
За

год,

предшествующий

поступлению

в

школу,

проводят

медицинское обследование детей, а повторный медицинский осмотр –
непосредственно перед поступлением в школу.
Для детей функционально не готовых к обучению, следует составить
индивидуальный план медико-коррекционных мероприятий, включающих
лечебно-оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей
и мелкой моторики.
Медицинская сестра отслеживает общую заболеваемость детей и
заболеваемость детей в днях на одного ребенка. Собранные данные
анализирует врач-педиатр, выявляя часто болеющих детей, детей с
хроническими

заболеваниями,

а

также

детей,

нуждающихся

в

индивидуальных оздоровительных мероприятиях.
На основе полученных данных, медсестра, под руководством врача
педиатра, составляет индивидуальные оздоровительные программы.
Листы здоровья используются воспитателями и для планирования
собственной деятельности с детьми. Владея полной информацией о
состояние

здоровья

каждого

ребенка,

педагог

осуществлять дифференцированный подход к детям.

имеет

возможность

Второй аспект – психологический направлен на изучение речевого
развития,

социально-личностного

здоровья

и

психоэмоционального

состояния детей.
Воспитатели, под руководством педагога-психолога, дважды в год
отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень
развития

психических

Ежеквартально,
отслеживают

при

процессов
помощи

эмоциональное

и

уровень

«Экрана

состояние

социального

настроения»,
каждого

развития.

воспитатели

ребенка,

фиксируя

полученные данные в дневник наблюдения.
Третий

аспект

–

педагогический

направлен

на

выявление

сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения
и включает в себя:
- уровень физической подготовленности детей - отслеживается
инструктором по физической культуре в начале и в конце года. С
учетом полученных данных, а, также, данных о физическом
развитии детей, на занятиях по физической культуре варьируется
нагрузка на каждого ребенка с учетом его функционального
состояния и индивидуальных особенностей. Медицинской сестрой
определяется моторная плотность занятия, частота сердечных
сокращений у детей;
- уровень усвоения детьми раздела образовательной программы по
формированию здорового и безопасного образа жизни;
- уровень усвоения детьми раздела программы «Детство»: «Развитие
представлений об окружающем мире и о себе» - отслеживается
воспитателями посредством срезовых диагностических занятий;
- уровень

овладения

культурно-гигиеническими

навыками

–

отслеживается воспитателями ежедневно в ходе режимных
моментов при помощи метода наблюдения.

Важнейшим условием успешной деятельности МБДОУ является
комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем
направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основными задачами данного взаимодействия являются:
- обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в
МАДОУ) диагностика отклонений в развитии и/или состояний
декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития воспитанника;
- определение характера, продолжительности и эффективности
специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в
МАДОУ возможностей;
-

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное
развитие воспитанника, динамику его состояния.

Данный подход к отслеживанию развития детей, позволяет:
- осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития
детей;
- планомерно и целенаправленно отслеживать уровень развития
каждого ребенка;
- своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей;
- целенаправленно

осуществлять

коррекционную

помощь

нуждающимся детям.
Все перечисленные задачи помогают нам выявить и определить
эффективность

реализации

программы

развития

системы

здоровьесбережения в МАДОУ.
№
1
2

Название
Анализ здоровья и физического
развития детей (выявление детей
группы риска, ЧБД, состоящих на
учете)
Сравнительный анализ

Срок

Ответственный

ежегодно

медсестра

1 раз в квартал

1

медсестра

заболеваемости детей
3
4

5

Анализ заболеваемости детей,
вызванной адаптацией к МАДОУ
Анализ заболеваемости сотрудников
Оценка эффективности
оздоровления индивидуально для
каждого ребенка:
- Переход из одной группы здоровья
в другую
- Переход из часто болеющих в
эпизодически болеющих

раз – в конце года
Октябрь
По мере
необходимости
1 раз в конце года

медсестра

ежегодно

медсестра

6

Соблюдение режима дня в
соответствии с СанПиНом

1 раз в квартал

7

Организация питания

1 раз в месяц

8

Контроль за санитарным
состоянием

Еженедельно

9
10
11
12

13

14
15

Развитие культурно-гигиенических
навыков у детей
Диагностика речевого и внеречевого
дыхания логопедом МАДОУ
Определение уровня физической
подготовленности
Определение уровня двигательной
активности
Анализ знаний и умений детей и
родителей по формированию
привычки к здоровому образу жизни
и основам безопасности.
Систематичность выполнения
стратегического плана улучшения
здоровья детей.
Оценка готовности педагогов к
здоровьесберегающей деятельности

медсестра

Администрация
МАДОУ
медсестра
Администрация
МАДОУ
медсестра Кладовщик
Администрация
МАДОУ
медсестра

ежегодно

Воспитатели

ежегодно

Учитель - логопед

2 раза в год
2 раза в год

Инструктор по
физической культуре
Инструктор по
физической культуре

ежегодно

Воспитатели
Зам.зав.по ВМР

ежегодно

медсестра

2017г.

Заведующий

Модель психодиагностической работы педагога – психолога
Психологический запрос
Запрос заинтересованных лиц
(педагог, родитель)

Запрос самому себе

Психологическая проблема

Беседы с родителями
и воспитателями

Сбор информации

Непосредственные
наблюдения за ребенком

Психологический диагноз
В соответствии с профессиональной
компетенцией и на уровне
возможной конкретной помощи

Профессионально обоснование
предсказание пути и характера
дальнейшего развития ребенка
(прогноз)

Рекомендации
заинтересованным
лицам (педагогам,
воспитателям)
Коррекционная
работа психолога

Работа педагога в
соответствии с
рекомендациями
психолога
Работа родителей в
соответствии с
рекомендациями
психолога

Педагогическая часть

Психологическая часть
(работа психолога)

Программа развития здоровьесбережения и коррекции

Скрининг программа обследования детей
I этап – доврачебное обследование

Анкетный тест – опрос
родителей

Измерение артериального
давления

Проверка слуха шепотной речью

Оценка физического развития и
физической подготовленности

Исследование остроты зрения

Оценка состояния опорнодвигательного аппарата

II этап - осмотр врачом – педиатром

Комплексная оценка
состояния здоровья
детей

Выявление детей с
хронической патологией

III этап – осмотр врачами –
специалистами поликлиники

Диспансерное наблюдение в МАДОУ

Заключение
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании
фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе
важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических
занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению
детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых
немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их
внедрение строится на формировании осознанного отношения ребнка к
своему

здоровью,

системообразующим

которое,

в

свою

фактором

очередь,

модернизации

должно

стать

оздоровительной

деятельности современного детского сада.
Программа
стратегические

развития

системы

перспективы,

материально-методического

здоровьесбережения

механизмы,

потенциала

и

этапы

дошкольного

определяет
наращивания

учреждения

в

соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности.
Ведущая педагогическая идея программы определяется повышением
эффективности

здоровьеориентированной

деятельности

посредством

создания системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов
деятельности

всех

субъектов

образовательного

процесса

ДОУ,

обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического
здоровья
поведения.

ребенка,

формирование

индивидуального

стиля

здорового

Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций".
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013 N 30384).
4. С.Н. Агаджанова. Как не болеть в детском саду. СПб.:Детство – Пресс,
2009.
5. Е.А. Бабенкова., О.М. Федоровская. Технология оздоровления детей в
детском саду. М.: 2012.
6. Оздоровительная

работа

в

дошкольных

образовательных

учреждениях. Под редакцией В.И. Орла и С.Н. Агаджановой. –
СПб.:Детство – Пресс, 2006.
7. В.А. Дергкунская. Образовательная область «Здоровье». СПб.:Детство
– Пресс, 2012.
8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
9. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в
дошкольных

образовательных

учреждениях»

/А.М.

Сивцова

/Методист. – 2007.
10.С. Казаковцева «Технологии оздоровительно-образовательной работы
с детьми», Киров, 2007.
11.Е.Ю.

Александрова

«Оздоровительная

образовательных учреждениях»,

работа

в

дошкольных

Волгоград: Учитель, 2007г.

12.Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья.
Программа эколого-биологического воспитания дошкольников/ В.Т.
Лободин, А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез,
2011. – 80с.
13.Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. методическое пособие/
М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с
14.Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья:
учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000. - 192с.
15.М.А.Павлова, М.В.Лысогорская. Здоровьесберегающая система ДОУ.
Волгоград «Учитель», 2009.
16.М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс,
2008.
17.Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», 2000 г
18.Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии
21 века», «Аркти» М. , 2001.
19.Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 – 2008.
20.Журнал «Обруч» №1 – 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».