08.04.2019
Технология творчества для детей или АС - технология Во взрослом мире эта технология называется ассоциативно – синектической технологией развития творчества. Название, конечно, длинновато, поэтому можно его не проговаривать полностью, а использовать сокращенное название – АС-технология. Ее придумал один из авторов этой книги – профессор Сергей Аркадьевич Новоселов. Это было еще в 1985 году, на Урале, в Екатеринбурге. О своей технологии он рассказал не только в научных статьях и докторской диссертации, но и в большой, созданной вместе со студентами и школьниками, книге «Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова» (вы можете найти ее в Интернете, например, в электронной библиотеке koob.ru). Поэтому появилось еще одно название нашей технологии творчества – дизайн стихов. Познакомившиеся с этой технологией юные изобретатели иногда называют ее дизайном фантазий или дизайном желаний. Дизайн мы понимаем как творческий процесс поиска, созидания, проектирования новых все более рациональных и красивых форм и смыслов всего, что окружает человека и что человек использует в своей жизни. Это и вещи, и явления, и технологии. И слова, которыми человек описывает вещи, явления и технологии. И отношение к ним, и мечты и фантазии о них, и рисунки этих вещей, явлений и фантазий. Вы скажете, что фантазировать и придумывать желания любой человек может и без технологии. Не будем спорить, это так. Но только немногие люди придумывают такие фантазии и такие желания, которые становятся интерес-ными и полезными для многих и многих людей. Такие выдумщики становятся интересными другим людям, становятся известными изобретателями и учены-ми, поэтами и писателями, художниками, дизайнерами и композиторами. Вот мы и решили помочь всем, кто хочет открывать новые страницы окружающего мира. Мы научимся вместе удивляться вновь открытым смыслам и возможно-стям созидания новых форм этого мира и удивлять своими изобретениями и открытиями других людей. Осталось рассказать о нашей АС-технологии и предложить несколько примеров–упражнений по ее применению. В этих примерах мы покажем, как мы пишем стихи, рисуем и делаем изобретения. А затем, чтобы вы научились применять технологию лучше нас, попросим вас придумать свои стихи, сделать свои рисунки или написать музыку. И, наконец, ждем, что вы удивите нас сво-ими изобретениями. Необходимо отметить, что идея включения в АС-технологию методики алгоритмического рисования, что значительно расширило возрастные границы использования технологии творчества и повысило ее эффективность, принад-лежит второму автору нашей книги – Поповой Лидии Сергеевне.
Откроем главный секрет нашей АС-технологии. Для того чтобы вы смогли придумать удивительное изобретение надо, чтобы ваша творческая деятельность по созданию нового изобретения:
• была ритмической, а она будет такой, если вы пишете стихи или музыку, или делаете рисунки с ритмично повторяющимися деталями;
• включала в себя комбинирование фрагментов, отрывков, поэтических и визуальных образов известных стихов, сказок, песен, рисунков, фотографий и других литературных, музыкальных и художественных произведений;
• была связана с другими видами деятельности, например, учебой, дополнительным образованием, работой по дому, игровой или спортивной деятельностью и т.д., или «пересекалась» этими вида-ми деятельности;
• включала в себя фантазирование, выдумывание новых ситуаций и сюжетов, связанных с образами известных литературных, художественных и музыкальных произведений, а также случайный перенос характеристик предметов этих произведений на предметы «пересекающих» наше творчество видов деятельности;
• завершалась «связыванием» найденных новых поэтических, визуальных и музыкальных образов с возникшим у вас желанием изменить форму и предназначение известных предметов и явлений окружающего мира или желанием придумать новый предмет, соответствующий найденным образам