31.10.2022
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ
и детей-инвалидов
1. Условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон об образовании в
Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42. Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о
целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации
образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь
оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной
форме родителей (законных представителей).
Бланк согласия родителей на
психолого-педагогическое сопровождение.
Бланк заявления на организацию занятий с
ребенком.
В Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 16
представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования
и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от
24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской
Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», уставом МАДОУ детского сада № 16 созданы условия для образования
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их
сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы
психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного
обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель деятельности– создание целостной
системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной
образовательной программы МАДОУ и подготовка обучающихся к достижению детьми
дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение
осуществляется образовательной организацией при наличии у нее сответствующих
материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия
родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
В МАДОУ детском саду № 16 организован и
действует логопедический пункт.
2. Условия беспрепятственного доступа в
образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.
В целях обеспечения специальных условий
образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ детском саду № 16 создается
безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории
детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент
воспитанников, в настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием,
обучающими и развивающими пособиями, играми.
МАДОУ детский сад № 16 включено в план
реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены
мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и
удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом
доступности объекта социальной инфраструктуры.
Для слабовидящих при входе в
здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы
организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на
контрастном фоне.
Разработана версия официального сайта
МАДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с
тактильными страницами.
3. Специальные условия образования детей
с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения
образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития,
включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том
числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ);
специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением
специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной
деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены:
ППк (учителя-логопеда,
педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя, воспитателя) участвует в проектировании и организации
образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме
консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального
образовательного маршрута.
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты.
Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация
взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ПМПК города
Екатеринбурга. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами
социальной защиты. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические условия:
комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами,
использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ,
возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам
инфраструктуры МАДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с
ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ,
посещающих МАДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и
т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в МАДОУ.
Организационно-педагогическое
обеспечение.
Создание специальной развивающей
предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды
времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение по АОП ДО.
Использование учебно-методических
материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации
инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.
Кадровое обеспечение образовательного
процесса
МАДОУ на 100% укомплектовано
педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ.
В МАДОУ работает педагог-психолог,
учитель-логопед (имеет специальную профессиональную переподготовку по
сурдопедагогике), имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Непрерывность профессионального развития
педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных
профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной)
педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже,
чем каждые три года.
Информация о составе
педагогических работников МАДОУ с указанием уровня образования, квалификации и
опыта работы доступна в разделе официального сайта «Сведения об образовательной
организации» на странице «Педагогический состав» (Специалисты и Воспитатели).
В
работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные
учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления
коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический
материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
В МАДОУ используются
специально технические средства обучения коллективного и индивидуального
пользования. В МАДОУ активно применяются информационно-коммуникационные
технологии образования. В кабинете логопеда установлено современное ИКТ
оборудование, имеются ноутбуки для педагогов. Учитель-логопед использует в
работе специализированную компьютерную технологию.
Особенности предметно-развивающей среды
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
МАДОУ детский сад № 16 готов принять
детей с различными нарушения в развитии и здоровья.
Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Для детей с нарушением
интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития
сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной
формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению
с природой, окружающим, действиями людей.
Для детей с нарушением
слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий,
схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности
действий, модели по изучению тем недели в соответствии с
календарно-тематическим планированием.
Для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с
подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки
Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие
бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
При использовании
помещений МАДОУ для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием для детей с ОВЗ,
кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога. Более подробная информация
размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обеспечение и
оснащенность образовательного процесса».
На 01.09.2022 г. в
МАДОУ отсутствуют дети - инвалиды
Информация о реализуемых адаптированных
образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования
и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79
п.1).
МАДОУ, в котором обучаются дети
дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует
адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по
тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и
социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для
детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью
умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по
АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании
рекомендаций ПМПК.
Цель АОП ДО – создание
оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ
через индивидуализацию коррекционно-образовательного
процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и
условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации·).
Индивидуальный образовательный маршрут — это
образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при
осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в
МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных
особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут
ребёнка с ОВЗ в МАДОУ, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое
обследование. Специалисты МАДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают
за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют
проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над
составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации
адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием индивидуальных
условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения
специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости
скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.
На учебный год составляется План-график
проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два
раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики
организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми,
которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают
согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном
учреждении в письменном виде.
Осуществление необходимой
коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч.
детям с ограниченными возможностями здоровья)
Коррекционно-развивающая работа - это
дополнительная к основному образовательному процессу деятельность,
способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его
способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка
с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в
психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе
МАДОУ.
Особенности коррекционно-развивающей
работы в МАДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания
выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети
неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ включает в себя
следующие взаимосвязанные направления:
-
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях Учреждения;
-
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся
недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
-
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
-
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или
подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы,
способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся,
обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная
деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в
ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в
ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с
семьей и социальными
партнерами.
Содержание коррекционно-развивающей
работы с детьми с ОВЗ:
-
развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных
областей;
-
развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
-
создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим
собой;
-
формирование положительной мотивации к деятельности;
-
обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами,
игровым
приемам и др.
Условия охраны здоровья обучающихся, в
том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на
принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами для ДОУ:
1)
проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые
опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы
направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их
воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2)
один раз в неделю медсестра (воспитатель) проводят осмотр детей на
педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал.
В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на
консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией МАДОУ несёт ответственность за здоровье
и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение
профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима
дня. МАДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы
медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в МАДОУ.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и
укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по
сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом
индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды
режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических
мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений
закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к
детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу
жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению
двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям
предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в
режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся
физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом
количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие
гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные
праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и
медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и
укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение
уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный
возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и
физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются
различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под
корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений
сверстников.
Новые подходы к содержанию
физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных
дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к
организации занятий физическими упражнениями
Организация инклюзивного образования
детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность», Федеральный закон № 273 от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Инклюзивное образование - обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь
объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми
образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают
коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.