ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АБВГДейка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
(МАДОУ детский сад № 16)
____________________________________________________________________________
620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 289 – 25 – 20 сайт: 16.tvoysadik.ru
620023 г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 77 тел. (343) 311 – 25 – 20 сайт: 16.tvoysadik.ru
ИНН 6674368867 КПП 667901001
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ детского сада № 16
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказ № 89 от «30» августа 2022 г.
Заведующий МАДОУ детский сад № 16
______________ И.А. Караджели

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«АБВГДейка»
для детей 5-го – 7-го года жизни
Срок реализации - 2 года

г. Екатеринбург
2022 г.

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………….......
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………
1.1.1.Основные цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»………...
1.1.2.Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»….……..
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста…………
1.1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»………...
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………...
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребенка………………………………………………………………………………...
2.1.1. Календарно-перспективное планирование……………………………………
2.1.2. Календарно-тематическое планирование…………………………………….
2.2. Формы и методы и средства по реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы «АБВГДейка»......................................................................................
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик………………………………………….........................................................
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы………....……………..
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников….........
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………...………….
3.1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»...………………….
3.1.1. Психолого-педагогические условия…………………………………………...
3.1.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды…………..
3.1.3. Кадровые условия………………………………………………………………
3.1.4. Материально – техническое обеспечение…………………………………….
3.1.5. Перечень литературных источников………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Оценочные материалы достижения детьми планируемых
результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»…………………....….
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Учебный план Программы «АБВГДейка»……………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Расписание занятий Программы «АБВГДейка»…………….…
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. Календарный учебный график Программы «АБВГДейка»...…

3
3
4
4
5
6
8
8
9
13

18
20
21
21
22
22
23
23
24
24
24

26
28
29
30

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа «АБВГДейка» Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 16 (далее Программа) обеспечивает
художественно-эстетическое и физическое развитие детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными
документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в
Российской Федерации";
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования";
− СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
− СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №
2);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008;
− Устав МАДОУ детского сада № 16.
Образовательная деятельность в МАДОУ строится с учетом развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных
потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через
систему дополнительного образования детей. С учетом особенностей образовательного
учреждения – дошкольное образовательное учреждение детский сад с группами
общеразвивающей направленности.
В основу данной программы положены авторская программа Шумаевой Д.Г. «Как
хорошо уметь читать!», метод проведения звукового анализа слова Л.Е. Журовой и игровые
приемы обучения детей Н.А. Зайцева. Программа адаптирована к условиям
дополнительного образования, рассчитанная на два года обучения детей от 5лет до 7 (8)
лет. В процессе реализации программы «АБВГДейка» используется программнометодический комплекс для интерактивной доски «Буквария». Обучение чтению» (авторы
З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий). Названный комплекс представляет собой обучающееразвивающее пособие для работы с детьми 5–7(8) лет, ориентированное на решение задач
обучения чтению, основам грамоты, развития речи.
Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной
деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Содержание программы взаимосвязано с программами по речевому и
познавательному развитию в дошкольном учреждении. В программе представлены
различные разделы, но основными являются:
− «Развитие речи»,
− «Обучение грамоте»,
− «Подготовка руки к письму».
3

В программе учитываются индивидуальные особенности детей. Используются
игровые, занимательные приёмы, упражнения со звуками, буквами, словами, которые
помогут детям сформировать мыслительные операции, упражнения для развития моторики
рук, физминутки.
Объем программы – 72 часа, рассчитан на 36 недель, с недельной нагрузкой – 2 раза в
неделю.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
− для детей от 5 лет до 6 лет - не более 25 минут,
− для детей от 6 лет до 7 лет - не более 30 минут.
1.1.1. Основные цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»
Цель Программы: Повысить уровень образовательного процесса для качественной
подготовки дошкольников к школе в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей,
включающего речевое развитие, обучение чтению и первоначальным графическим
навыкам.
Задачи Программы:
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Знакомить с графическим изображением букв.
- Учить соотносить звук и букву.
- Упражнять печатать буквы и слоги ( по образцу).
- Упражнять в слоговом чтении, а затем целым словом.
- Формировать умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Развивающие:
- Развивать умение выделять заданный звук в слове, различать звуки по твёрдостимягкости,
- звонкости-глухости, находить место звука в слове, соотносить звук и букву.
- Развивать навыка чтения по слогам, а затем чтения целым словом;
- Развитие графических навыков; подготовка руки к письму.
Воспитательные:
- Прививать элементарные гигиенические правила письма,
- Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении заданий и интерес
к чтению.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»
− поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; понимание
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого
тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
− личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
МАДОУ) и воспитанников;
− уважение личности ребенка;
− реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста,
прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей
4

познавательное и речевое развитие ребенка;
− принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей
взрослых и ребенка, на создании эмоционально – комфортного климата в детском
коллективе.
Основные принципы дошкольного образования:
− построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования; становится субъектом образования (далее –
индивидуализация образования) - определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка;
− содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
− поддержка инициативы ребенка в различных видах детской деятельности;
− сотрудничество МАДОУ с семьей;
− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
− возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
Программа также сочетает принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- построена с учетом принципа интеграции содержания.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Программа предназначена для детей в возрасте от 5 лет до 7(8) лет. Форма
организации непрерывной образовательной деятельности – групповая, что обусловлено
целями и задачами Программы.
Возрастные особенности детей 5 - 7 лет
К 5 годам словарный запас составляет около 2000 слов. Для детей этого возраста
характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании
правильно произносит звуки, а в другом- неправильно.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает
2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами,
антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и
свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие
материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые
распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции,
разные слова для названия одних и тех же предметов.
Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный
словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного
числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение
связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без
помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно
участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности
при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят
все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают
5

последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые
и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную
гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по
картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Словарный запас детей 6-7 лет увеличивается за счет качественного
совершенствования. К 6,5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет
3500-4000. Активно используются синонимы и антонимы. Начинают применяться слова и
выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качеств предметов
(материал, форма, цвет, размер)
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в
роде, числе и падеже; формируют из слов предложения, используют разные слова для
обозначения одного и того же предмета.
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с
помощью суффиксов, правильно употребляют глаголы.
Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В развитии связанной речи происходит существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети
используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и
задавать вопросы.
Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов
о
предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в
логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление
рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 5,5-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети
ориентируются в звукобуквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со
словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно.
Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.
1.1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими
людьми, умением слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее
собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социальнокоммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику
устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию,
разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как
важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх,
проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги
должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей,
например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.
Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным
процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время
обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует,
действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития
является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех
образовательных областях.
Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры,
образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха,
правильного звуко - и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений,
6

скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют
словотворчество.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений Взрослые
читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми
прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать
сами, предоставляется такая возможность. У детей активно развивается способность к
использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи
в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социальнокоммуникативного и других
видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для
познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы
«Почему?..», «Когда?..»,
обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и
сходства,
причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.
Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это
береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки». Детям с
низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только
словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.
Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметнопространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям,
предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту
книг, наличие других дополнительных материалов, например, плакатов и картин, рассказов
в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
1 год обучения
К концу 1 учебного года ребёнок должен:
− знать буквы русского алфавита;
− писать буквы русского алфавита в клетке;
− понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
− определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
− различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
− уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
− соотносить звук и букву:
− писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
− определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
− читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
− правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
− составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
2 год обучения
К концу 2 учебного года ребёнок должен:
− проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
− ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
− записывать слова, предложения печатными буквами;
− разгадывать ребусы, кроссворды;
− читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный
текст;
− ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
− рисовать предметы в тетради в линейку.
7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка:
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности. В
структуру каждого занятия входят различные игры, способствующие развитию у детей
навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях
соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к
изучению звуков и букв.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о
буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая
поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития
индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал
понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в
новых для него условиях обучения.
Содержание программы 1 год обучения
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные
звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на
материале алфавита.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие
и глухие согласные.
- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником
(моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые
согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения
звуков.
- Учить писать слова с помощью графических изображений.
- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Учить соотносить звук и букву.
- Учить писать слова, предложения печатными буквами.
- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово»,
«предложение».
- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
- Учить записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
8

Содержание программы 2 год обучения
- расширять знания и представления детей об окружающем мире;
- учить проводить фонетический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- учить читать слова, стихотворения, тексты;
- учить разгадывать ребусы, кроссворды;
- учить писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью
подготовки
руки ребенка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными
обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы
2.1.1.Календарно – перспективное планирование Программы «АБВГДейка»
(1 год обучения)
№
п/п

1

2

3

Раздел/
Тема

Форма
Форма
Методы обучения
организации
организации
и воспитания
образовательног
учебного
о процесса
занятия

Введение.

Словесный,
Объяснительноиллюстративный

коллективная

Объяснительноиллюстративный
исследовательски
й, наглядный,
практический;
проектный
Игровой

Коллективная
групповая

ОбъяснительноПредложе иллюстративный
ние.
наглядный,
Игровой,

Коллективная
групповая

Звуки и
буквы

беседа

Обеспечение
занятия.
Дидактические
материалы
Учебные пособия
Личностнона каждого
ориентированног
ребёнка
о обучения
Педагогические
технологии

Задания,
упражнения,
Личностномультимедийная
ориентированног
установка,
о обучения
презентации,
технология
тетради,
проектной
пластилин, бумага
занятие,
деятельности
и ножницы,
наблюдение
Технология
тетради, учебник
презентация
проблемного
плакаты,
обучения
предметные
Технология
картинки
деятельностного Демонстрационны
подхода
й материал
«Слова, звуки,
слоги»
Личностноориентированног
о обучения
Упражнения,
технология
тетради, учебник,
Беседа, игра,
игровой
плакаты,
наблюдение,
деятельности,
предметные
Технология
картинки
деятельностного
подхода
9

4

5

6

7

8

Личностноориентированног
о обучения
Объяснительнотехнология
иллюстративный
игровой
Беседа,
Речевые
практический;
Групповая,
деятельности,
презентация
занятия
Игровой,
индивидуальная
Технология
театрализация
частичноразвивающего
поисковый
обучения
Технология
деятельностного
подхода
Личностноориентированног
о обучения
Коллективная
Словесный,
технология
Объяснительноигровой
Устное
Беседа,
иллюстративный индивидуальна
деятельности,
народное
инсценировки,
наглядный,
Технология
я
творчество
презентация
практический;
коллективной
.
театрализация
проектный
творческой
групповая
Игровой,
деятельности,
Технология
деятельностного
подхода
Словесный,
ЛичностноКоллективная
ОбъяснительноЛитератур
ориентированног
иллюстративный
ные
о обучения
наглядный,
беседа, игра,
произведе
технология
практический;
групповая
ния
игровой
проектный
деятельности,
Игровой
Личностноориентированног
о обучения
технология
игровой
практический;
деятельности,
Мероприят
частичноиндивидуальнопраздник,
Технология
ия
поисковый
групповая
игра,
коллективной
творческой
деятельности,
Технология
деятельностного
подхода
Объяснительноиллюстративный
ЛичностноМонитори практический; Индивидуально- Тестирование,
Конкурс,
ориентированног
нги
Игровой,
групповая,
наблюдение
о обучения
частичнопоисковый

Раздаточные
материалы,
игрушки,
картинки,
презентация

Книги,
иллюстрации

Книги,
иллюстрации

Аттрибуты к
мероприятиям

Раздаточные
материалы,

(2год обучения)

10

№
п/п

1

Раздел/Тема.

Введение.

Форма
Методы
организации
обучения
образовательного
и воспитания
процесса
Словесный,
Объяснитель
ноколлективная
иллюстратив
ный

2

Объяснитель
ноиллюстратив
ный
исследовател
Звуки и буквы
ьский,
наглядный,
практический
;
игровой,

4.

Словесный,
Объяснитель
ноиллюстратив
Литературные
ный
произведения наглядный,
практический
;
проектный
Игровой

5

6

Коллективная
групповая

беседа

занятие,
наблюдение
презентация

Коллективная
беседа, игра,
групповая

Объяснитель
ноиллюстратив
ный
практический
;
Игровой,
частичнопоисковый

Групповая,
индивидуальная

практический
;
Мероприятия
частичнопоисковый

индивидуальногрупповая

Речевые
занятия

Форма
организации
учебного
занятия

Педагогиче
ские
технологии

Обеспечение
занятия.
Дидактические
материалы

ЛичностноУчебные пособия на
ориентиров
каждого ребёнка
анного
обучения
Задания,
упражнения,
мультимедийная
Личностноустановка,
ориентиров
презентации,
анного
тетради, учебник
обучения
плакаты,
технология
предметные
игровой
картинки
деятельност
Азбука разрезная
и
демонстрационная
Технология
Наборы
деятельност
дидактических игр
ного
Мультимедийная
подхода
установка

Личностноориентиров
анного
обучения
Книги, иллюстрации
технология
игровой
деятельност
и,

Личностноориентиров
анного
обучения
технология
игровой
деятельност
Беседа,
и,
театрализация
Технология
развивающе
го обучения
Технология
деятельност
ного
подхода
Личностноориентиров
праздник, игра,
анного
обучения

Раздаточные
материалы, игрушки,
картинки,
презентация
Демонстрационный
материал «Я расту»
Демонстрационный
материал «Уроки
Ушинского»

Аттрибуты к
мероприятиям
11

технология
игровой
деятельност
и,
Технология
коллективн
ой
творческой
деятельност
и,
Технология
деятельност
ного
подхода

7

Объяснитель
ноиллюстратив
ный
ИндивидуальноМониторинги практический
групповая,
;
Игровой,
частичнопоисковый

ЛичностноТестирование,
ориентиров
Конкурс,
анного
наблюдение
обучения

Раздаточные
материалы,

2.1.2. Календарно – тематическое планирование Программы «АБВГДейка»
(1 год обучения)
Недели

Тема занятий

Форма работы

Количество
часов

Сентябрь
Звук и буква «А»

Игры «Найди и обведи»,
«Определи место звука в
слове», «Кто внимательный?»

2

2-я неделя

Звук и буква «О»

Игры «Найди и обведи»,
«Определи место
звука в слове», «Кто
внимательный?», игра
«Схема, слово»

2

3-я неделя

Звук и буква «У»

«Загадки и отгадки», «Слово,
схема», «Кто внимательный?»,
«Соедини правильно»

2

Звук и буква «Ы»

Игры «Подскажи словечко»,
«Загадки, предметы,схемы»,
«Ну-ка, буква, отзовись»

2

1-я неделя

4-я неделя

1-я неделя

Звук и буква «Э»

Октябрь
Игры «Закончи предложение»,
«Напиши
правильно», «Кто больше»

2
12

2-я неделя

Чтение слов из
пройденных букв – АУ,УА.

3-я неделя

Чтение слов из
пройденных букв – АУ,УА.
Закрепление
пройденного материала

4-я неделя

Звук и буква Л, чтение
слогов ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЭ

1-я неделя

2-я неделя

Звук и буква «М»,
чтение слогов. Ударение.
Звук и буква «Н»,
Написание и чтение слогов.

3-я неделя

Звук и буква «Р».
Чтение слогов. Знакомство
с
предложением, чтение
предложения.

4-я неделя

Гласные и согласные
звуки и буквы. Чтение
слогов.

Игровое упр. «Напиши и
прочитай», игра
«Кто больше», упр. «Кто в
каком домике живет?»
Игровое упр. «Напиши и
прочитай», игра «Кто больше»,
упр. «Кто в каком домике
живет?»
Игры «Назови первый звук»,
«Предмет, схема», «Раздели
правильно»
Ноябрь
«Загадки и отгадки»,
«Определи место звука в
слове», «Слоговые домики»,
«Читаем первые слова»
Игры «Подскажи словечко»,
«Определи место звука в
слове», «Соедини правильно»,
«Слово, схема, предмет», «Кто
больше»
Игра «Подскажи словечко»,
«Закрась правильно», «Слова и
слоги», «Определи место звука
и обозначь на схеме»
Упр. «Как зовут мальчика»,
игра «Звукпотерялся», упр.
«Звук и буква», «Подскажи
словечко»
Декабрь

2

2

2

2

2

2

2

. Буква «Я».
Чтение слогов, слов,
предложений

«Загадки и отгадки», упр. «Как
зовут девочку»

2

2-я неделя

Закрепление пройденного
материала. Буква «Я».
Чтение слогов, слов,
предложений

«Загадки и отгадки», упр. «Как
зовут девочку»

2

3-я неделя

Буква «Ю», чтение
слогов, слов.

Упр. «Напиши правильно»,
«Как зовут
девочку, мальчика», «Читай и
записывай знаками»

2

4-я неделя

Буква «Е» чтение
слогов, слов.
Составление
предложений.

Игра «Подскажи словечко»,
«Карусель»,
«Соедини правильно»

2

1-я неделя

Январь

13

3-я неделя

Буква «Ё» чтение
слогов, слов.

4-я неделя

Звук и буква «И».
Чтение слогов, слов.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

1-я неделя

Закрепление
пройденного материала
Закрепление
пройденного материала
Звуки «Г – К», «К –
КЬ», «Г – ГЬ», буквы
«Г», «К».
Звуки «Д – ДЬ», «Т –
ТЬ», буквы «Д-Т».
Чтение слогов,
предложений.
Буквы «В-Ф», звуки «В
– ВЬ», «Ф – ФЬ».

2-я неделя

Буквы «З», «С». Звуки
«З – ЗЬ», «С – СЬ».
Чтение слогов, слов.

3-я неделя

Буквы «Б-П» Звуки «Б
– БЬ», «П – ПЬ».
Чтение слогов, слов,
предложений

4-я неделя

Буква «Х» » Звуки «Х –
ХЬ». Чтение слогов,
слов, предложений.

1-я неделя

2-я неделя

Буквы и звуки «Ж-Ш».
Чтение слогов, слов
Буквы и звуки «Ч-Щ».
Чтение слогов,
предложений

Игра «Слушай, смотри, пиши»,
«Буквы рассыпались», «Ну-ка,
буква, отзовись»,
«Подскажи словечко»
Игра «Загадки и отгадки», упр.
«Определи место звука в
слове», «Предмет, схема,
слово»
Февраль
Упр, «Слоговые листочки»,
Упр, «Слоговые листочки»,
игра «Напиши
правильно», «Кто больше»
Игра «Подскажи словечко»,
«Слово, схема»,
упр. «Слоговые домики»
Игры «Загадки и отгадки»,
«Узнай какой звук», «Слоговые
домики»
Март
Игра «Подскажи словечко»,
«Определи место звука в
слове», «Слоговые домики»
Игры «Загадки и отгадки»,
«Определи место звука в
слове», «Слоговые домики»,
«Допиши и прочитай»
Игры «Загадки и отгадки»,
«Слоговые домики», «Соедини
правильно», «Буквы
рассыпались»
Игра «Подскажи словечко»,
«Слоговые домики», «Закончи
предложение», чтение
рассказа «Утро в деревне», игра
«Хомяк»
Апрель
Игра «Подскажи словечко»,
«Слоговые домики», «Предмет,
слово, схема», игра «Жук»
Игра «Подскажи словечко»,
«Соедини правильно»,
«Слоговые домики», игра
«Часы»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

3-я неделя

4-я неделя

1-я неделя

Звук и буква «Ц».
Чтение слогов,
стихотворных текстов
Звук и буква «Й».
Чтение слов,
стихотворных текстов.
Буква «Ь». Чтение слов,
стихотворных текстов

Игра «Загадки и отгадки»,
«Слоговые домики», «Буквы
рассыпались
Игры «Подскажи словечко»,
«Буква потерялась» «Предмет,
слово, схема»
Май
«Буква потерялась», «Слово,
схема», «Допиши и прочитай»,
«Допиши слово»

2

2

2

Буква Ъ, чтение слов,
стихотворных текстов

Игры «Слово, схема», «Звук,
буква, слово», «Найди букву»

2

3-я неделя

Чтение слов, слогов,
предложений.

Упр. «Кто как катается на
карусели», игры «Какой звук
потерялся», «Допиши
правильно», разгадываем
первые ребусы»

2

4-я неделя

Закрепление

Оценочные мероприятия

2

ИТОГО

72

2-я неделя

(2 год обучения)
Недели

1-я неделя

2-я неделя

Тема занятий

Звуки и буквы

Звуки и буквы

3-я неделя

Слоги и слова

4-я неделя

Предложение,
графические навыки

1-я неделя

В мире книг

Форма работы
Сентябрь
«Отгадай загадки», «Напиши
правильно»,
упр. «Буквы рассыпались»,
«Что перепутал поэт»
Упр. «Напиши правильно»,
«Предмет, схема, слово»,
«Звуки и буквы»
«Читаем пословицы о словах»,
упр.
«Соедини правильно», «Кто в
каком домике живет»
«Допиши предложение»,
«Составь и запиши
предложение знаками», игра
«Мальчик с пальчик», игра
«Нарисуй правильно»
Октябрь
«Загадка и отгадка», «Читаем
пословицы»,
«Читай, думай, пиши, рисуй»

Количество часов

2

2

2

2

2

15

2-я неделя

В мире книг

3-я неделя

Игрушки

4-я неделя

Овощи

1-я неделя

Фрукты

2-я неделя

Осень

3-я неделя

Осень

4-я неделя

Домашние животные

1,2-я неделя

. Зима

3,4-я неделя

Новый год

3-я неделя

Дикие животные

4-я неделя

Сказки

«Загадка и отгадка», «Читаем
пословицы»,
«Читай, думай, пиши, рисуй»
«Загадки и отгадки»,
«Напиши правильно»,
«Читай, пиши, соединяй»,
«Читай, думай»,
рисуй»
Игра «Подскажи словечко» и
«Раскрась правильно»,
«Читай, подсказывай, пиши,
рисуй», «Соедини правильно»
Ноябрь
«Раскрась правильно»,
«Напиши правильно»,
«Разгадываем первый
кроссворд», «Что где растет»,
«Рисуем вишни и яблоки»
Загадка и отгадка», «Читаем
рассказ», «Напиши
правильно», «Рисуем
листочки»
Загадка и отгадка», «Читаем
рассказ», «Напиши
правильно», «Рисуем
листочки»
«Загадки и отгадки», «Отгадай
и нарисуй», «Встреча друзей»,
«Напиши правильно»,
чтение рассказа Ушинского
«Васька»
Декабрь
«Загадки и отгадки», «Читаем
рассказ», «Придумай и
напиши», «Читай, пиши,
рисуй»
«Читай и закрашивай»,
«Напиши, кто пришел на
елку», «Рисуем елочные
шары», «Составь рассказ»
Январь
«Разгадываем кроссворд»,
«Допиши предложение»,
«Читаем, пишем, рисуем»
«Читаем о сказках», «Напиши
правильно», «Рисуем
Чебурашку», «расскажи и
напиши»
Февраль

2

2

2

2

2

2

2

4

4

2

2

16

1-я неделя

Транспорт

2-я неделя

Профессии

3-я неделя

Природные явления

4-я неделя

Лес

1-я неделя

8 Марта

2-я неделя

Птицы

3-я неделя

Цветы

4-я неделя

Насекомые

1-я неделя

Весна

2,3-я неделя

Ребусы

4-я неделя

Кроссворды

1-я неделя

Лето

«Загадки и отгадки», «Читай,
подсказывай, пиши»,
«Допиши пропущенные
буквы», «Рисуем вагончики»
«Допиши предложение»,
«Читай, отгадывай,
пиши, соединяй»
«Читай и подчеркивай»,
«Читай и раскрашивай», упр.
«Соедини правильно»
«Читай, думай, пиши», «Что
перепутал художник?», Игра
«Мальчик с пальчик»
Март
«Пиши и рисуй», «Думай,
пиши и читай»
«Загадки и отгадки», «Читай,
думай, пиши», игра
«Вороны», «Рисуем птичку»,
«Читаем вместе»
«Разгадываем кроссворд»,
игра «Цветы»,
«Рисуем и раскрашиваем
тюльпаны», «Раскрась
правильно»
«Разгадываем кроссворд»,
игра «Жук»,
«Раскрась и обведи», «Рисуем
жуков»
Апрель
«Читай, подсказывай, пиши,
соединяй», игра
«Назови скорее», «Рисуем
подснежники»
Игра «Звук потерялся»,
«Разгадываем
ребусы», «Мы писали…»
Игра «Ну-ка, буква,
отзовись»,
«Разгадываем кроссворды»
Май
«Читай, подсказывай, пиши»,
«Думай, пиши, читай»,
«Рисуем грибы», «Читай и
раскрашивай»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

17

2-я неделя

Скоро в школу

«Читаем вместе», «Соедини
правильно», игра «Не зевай»,
«Прочитай вопросы и
напиши правильно ответы»

3-я неделя

Закрепление пройденного
материала

«Разгадываем кроссворд»,
«Думай, пиши и читай»

2

4-я неделя

Повторение, закрепление
пройденного материала

Читай, подсказывай, пиши.
Оценочные мероприятия.

2

ИТОГО

72

2

2.2.
Формы и методы и средства по реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«АБВГДейка»
Занятия являются интегрированными (подготовка и обучение чтению,
первоначальные графические навыки, развитие речи)
Материал на первом году обучения распределён на 72 часа в год из расчёта 2 часа в
неделю. Это необходимо для того, чтобы сделать период обучения чтению, развитию речи
и первоначальному письму комплексным.
На первый год обучения принимаются все желающие дети 4,5-5,5 лет на основании
заявления родителей. На второй год обучения принимаются дети, успешно прошедшие
первый курс обучения, а также вновь пришедшие дети в возрасте 5-6,5 лет по заявлению
родителей.
По желанию родителей ребёнок, в соответствии с его индивидуальными
особенностями, может пройти любой курс обучения два раза, а также перевестись из одной
группы в другую.
Основные применяемые технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему
обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки,
музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются
на всех занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка.
Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог,
речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с требованиями СанПин кабинет для занятий ежедневно
проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.
Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.
Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению
интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся спокойная, благоприятная
обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический
материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной
самооценки детей.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей.
В 5-6 летнем возрасте преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно
игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются
творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по
развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические,
18

графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные
персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Компьютерные (новые информационные) технологии
Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности,
проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет
развивать мышление детей, их творческую активность.
Технология проектного обучения применяется с целью самостоятельного добывания
знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности.
Применение проектных технологий позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый
материал, способствует самостоятельному добыванию знаний, и, как следствие- желанию
учиться.
Например, работая над проектом «Звук и буква «А», ребята запоминают букву,
подыскивают стихи, потешки, загадки с этой буквой, слоги и слова, изображают её в
графическом виде, лепят из пластилина, вырезают из бумаги и т.д., т.е. всесторонне изучают
эту букву.
Очень важно дать ребенку поверить в собственные силы. От занятия к занятию он
чувст¬вует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на
каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество.
Технология деятельностного подхода -– это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
− наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,
освоить);
− выполнение учащимися определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
− выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
− формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как после
их завершения, так и по ходу;
− включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных
задач.
Формы занятий и способы их реализации.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
- Графические упражнения
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в
играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами
поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Необходимо
подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания,
то за старание, желание работать.
Крайне важна словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению
процесс понимания отстает от восприятия слова.
И здесь важны упражнения,
формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание,
строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться
19

пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексикограмматических игр и пр.
Главное место в обучении старших дошкольников отведено работе со звуком, буквой,
словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять
звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
У многих детей этого возраста есть дефекты произношения.
Совершенствуя речевой аппарат, предполагается начинать занятия с
артикуляционных
упражнений,
проговаривания
всевозможных
скороговорок,
четверостиший, рифмованных строчек и пр.
Программа предусматривает использование эвристических приемов (метод обучения
путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности),
поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. В
программу занятий включено множество загадок. Они сопровождаются иллюстративным
или игровым материалом - картинками муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что
многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что
они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или чтолибо, формируют быструю реакцию на слово.
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Дополнительный образовательный процесс в МАДОУ предусматривает решение
программных образовательных задач в рамках непрерывной образовательной деятельности
и включает в себя:
− совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
− свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в МАДОУ строится на адекватных
возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских
видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенкадошкольника.
2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы
Речевая деятельность ребёнка в МАДОУ осуществляться в форме совместной
деятельности со взрослым и самостоятельной инициативной деятельности – нагляднообучающих и развивающих игр
Задача педагогического работника МАДОУ по поддержке детской инициативы с
детьми 5 лет до 7(8) лет:
- рассказ, объяснение, беседа, разъяснение;
- поручение, анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой;
- упражнения (устные, графические);
- двигательные (для развития общей и мелкой моторики);
- побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству);
- методы проблемного обучения (проблемная ситуация; проблемное изложение –
педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм
решения;
- метод неоднозначной ситуации;
- экспериментирование;
- прогнозирование потенциально-реальной или фантазийной ситуации;
- метод интеллектуального штурма;
- методы поддержки эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации;
похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
20

-

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.;
игры-драматизации; сюрпризные моменты, забавы, фокусы; элементы творчества и
новизны; юмор и шутка.
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и
родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же
детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на
образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи,
а также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение
и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей,
развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в
поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной
актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без
поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности
родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение
навыками аналитико-синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они
ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости
постоянного закрепления и упрочнения материала, изученного с педагогом.
Основные правила для родителей по организации закреплений знаний в домашних
условиях, в процессе обучения чтению.
Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма
познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно
проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
Важна не длительность занятий, а их частота.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДейка»
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим,
кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы, а
также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы «АБВГДейка» должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во
всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к людям.
Компоненты Программы
Документация
Аналитические отчеты, справки, записки по
Результат образования
результатам реализации прав детей на получение
качественного дополнительного образования
Нормативно-правовые условия Нормативно-правовая документация.
21

Локальные акты (в том числе Устав, Программа
развития, положения и т.д.)
Аналитические отчеты, справки, записки о состоянии
кадровых условий, в том числе по результатам
Кадровые условия
аттестации
педагогических
работников,
осуществляющих
программу
дополнительного
образования.
Аналитические отчеты, справки, записки о состоянии
Материально-технические
материально-технической базы по результатам
условия
аттестации МАДОУ.
Учебно-программная документация:
- учебные планы;
- рабочие программы;
- педагогические проекты.
Технологические условия
Комплексно-методическое обеспечение:
- учебно-наглядные средства;
- организационно-педагогические средства;
- учебно-справочная литература.
3.1.1.Психолого – педагогические условия реализации Программы «АБВГДейка»
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
− уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
− использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость
как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
− построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
− поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
− поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
− возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
− защита детей от всех форм физического и психического насилия;
− поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
3.1.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать
реализацию программы; учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
РППС построена на следующих принципах:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативной;
22

- доступность;
- безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию
Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, игровым, развивающим наглядным, дидактическим,
которые обеспечивают:
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость РППС дает возможность изменений РППС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать
различные составляющих предметной среды.
Вариативность РППС позволяет создать различные пространства для игры.
Доступность РППС создает условия для свободного доступа детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
деятельности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по
надежности и безопасности их использования.
3.1.3 Кадровые условия
Педагог
дополнительного
образования
осуществляет
дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой
АБВГДейка, развивает речевую деятельность. Комплектует состав воспитанников
МАДОУ и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в течение срока
обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы
(обучения)
исходя
из
психофизиологической
и
педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю педагога дополнительного образования по хореографии без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или средн ее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
3.1.3.Материально – техническое обеспечение Программы «АБВГДейка»
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)
Оснащение и оборудование кабинета дополнительного образования
- стол детский – 6шт.
- шкаф для дидактического пособия - 3
- настенное зеркало – 1шт.
Оборудование кабинета
- картотека пальчиковых игр – 1 шт.
дополнительного образования
- мультимедийная доска - 1 шт.
- проектор –1 шт.
- ноутбук – 1 шт.
3.1.4. Перечень литературных источников
1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2017 г.
2. Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2017г.
23

3. Рабочая тетрадь «Я начинаю читать» Е.В.Колесникова. Москва. «Ювента» 2017г.
4. Практическое пособие «Буквы в раскрасках». Е. В. Соловьева. Москва
«Просвещение» 2010 г.
5. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори
правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много,
Множественное число. – М. «Мозаика - синтез».

24

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «АБВГДейка»
Контроль уровня освоения воспитанниками Программы проводится по результатам
педагогической диагностики 2 раза в год (сентябрь, май)
Также для подведения результатов работы проводятся в середине и конце учебного года
открытые занятия и мероприятия для родителей.
По окончании первого года обучения, для выявления уровня успешности усвоения
программы проводится диагностика.
Развитие фонематического слуха и речевого внимания:
1. Назови и напиши буквы, с которых начинаются слова на картинках Е.В.
Колесникова «Тесты для детей 6 лет», М. изд. «Ювента», стр. 8
2. Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких.
3. В красных кубиках напиши гласные буквы, а в черные согласные (выбрать из
предложенных букв) Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет», Стр. 11
4. Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких. Овладение навыками
звукового анализа слов.
5. Звукобуквенный анализ слова: лиса. Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет». изд.
«Ювента» 2008г., Стр. 10
6. Напиши, кто это? Используя цвет для обозначения звуков. Е. В. Колесникова «Тесты
для детей 6 лет», Стр. 11
7. Закрась те предметы, в названии которых есть звук «А». Е.В. Колесникова «Тесты
для детей 6 лет», Стр. 10
8. Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько звуков в названии предмета.
Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет», Стр. 9
9. Прочитай слова, отметь знаком ударение Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет»,
Стр.10
10. Раздели прямоугольник под картинкой на столько частей, сколько слогов в названии
изображения Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет», Стр.9 Понятие о
предложении. Умение составлять схемы предложений из 2-3 слов.
11. Придумай предложение из двух слов. Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет»,
Стр. 12
12. 10.Придумай предложение из трех слов Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет»,
Стр.12
13. Придумай предложение, используя заданные слова. Е.В. Колесникова «Тесты для
детей 6 лет», Стр.12
14. Чтение названий сказок, стихов или рассказов по выбору детей.
15. Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет», Стр.14
16. Графо-моторные навыки.
17. Обведи контур рисунков по точкам.Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6 лет.
18. Заштрихуй круги по образцу. Продолжи узор Е.В. Колесникова «Тесты для детей 6
лет», Стр.13
Результативность проведенной работы оценивается:
Высокий уровень–более 10 баллов
больше половины заданий ребенок выполнил самостоятельно и без ошибок;
Средний уровень-от 5 до 10 баллов
больше половины заданий ребенок выполнил с мелкими ошибками, исправил их
самостоятельно;12
25

Низкий уровень–до 5 баллов
ребенок не мог выполнить больше половины заданий или выполнил их с помощью
взрослого.
Оценочные мероприятия (2 год обучения)
По окончании второго года обучения, для выявления уровня успешности усвоения
программы и определения количества детей, овладевших навыками чтения слов разной
слоговой структуры и рассказа, проводится диагностика. Диагностика состоит из двух
частей: чтение слов разной слоговой структуры и чтение рассказа

26

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «АБВГДейка»
Учебный план разработан с учетом специфики дошкольного образования, которая
выражается в том, что:
− главными формами организации является игра и связанные с ней формы активности;
− обучение детей идет в игровой и других формах совместной и самостоятельной
деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми;
− занятия являются средством, обеспечивающим желательное направление развития, а
не самоцелью образовательного процесса;
− объем знаний, их структура при этом может меняться в зависимости от
индивидуальности ребенка, его мотивации, способностей и склонностей.
Виды занятий и разделы программы в процессе обучения взаимно дополняют друг
друга и проводятся в течение всего периода обучения с учетом интересов детей, их
особенностей, календарных дат.
Учебный дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Хореография»
на 2022 – 2023 учебный год
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)

Разделы
программы

Подразделы программы

старшая группа
5-6 лет

подготовительная группа
6-7 лет

в неделю

в неделю

кол-во
занятий

мин.

кол-во
занятий

мин.

2

50

2

60

в год

Обучение грамоте
Подготовка руки к
письму

Звук, буква
Слово
Предложение
Рассказ
Штриховка
Графический диктант

в год

кол-во
занятий

мин.

кол-во
занятий

мин.

72

1800

72

2160

50

1250

47

1410

22

550

25

750

27

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Расписание занятий дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Хореография»
Примерное расписание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «Хореография»
на 2022 – 2023 учебный год
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)
группа
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Старшая группа

18.00 – 18.25

18.00 – 18.25

Подготовительная
группа

18.30– 19.00

18.30– 19.00

28

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы «Хореография»
на 2022 – 2023 учебный год
Первое здание МАДОУ детского сада № 16 (ул. Рощинская, 25)
старшая
группа
подготовительная группа
Содержание
(с 5 лет до 6
(с 6 лет до 7 лет)
лет)
Количество возрастных групп
3
5
Начало учебного года
01.09.2022
01.09.2022
Окончание учебного года
31.05.2023
31.05.2023
Продолжительность учебного года всего, в
38
38
том числе:
1-е полугодие
17
17
2-е полугодие
21
21
Всего в неделю
2
2
Объем в неделю
50 минут
60 минут
Длительность одного занятия

25 минут

30 минут

Количество открытых мероприятий

3

3

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».