ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 (МАДОУ детский сад № 16) _____________________________________________________________________________ 620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 289 – 25 - 20 ИНН 6674368867 КПП 667901001 ПРИНЯТО: Общим собранием работников МАДОУ детского сада № 16 протокол от 13.09.2021 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО: Приказ № __ от ___________________ г. Заведующий МАДОУ детский сад № 16 ______________ И.А. Караджели ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 16 Екатеринбург, 2021 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности логопедического пункта в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду №16 (далее - МАДОУ) в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении ими основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МАДОУ (в том числе адаптированных). 1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: − Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155); − Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; − Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования"; − Распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» − Распоряжением Министерства просвещения от 06.08.2020 г. "Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"; − Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; − Уставом МАДОУ. 1.3. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются: − организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; − организация и проведение логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; − организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; − консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 1.4. Положение принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего МАДОУ. 1.5. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего МАДОУ. 1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ 2.1. Логопедическая помощь оказывается в МАДОУ любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2.2. При оказании логопедической помощи в МАДОУ ведется документация согласно приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов составляет не менее трех лет с моментазавершения оказания логопедической помощи. 2.3. Логопедический пункт создается приказом заведующего в срок до 1 сентября текущего года на основании, утвержденного территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПк) и (или) психолого-педагогическим консилиумом (далее - ППк) списочного состава детей с нарушениями речи. 2.4. Деятельность логопункта регламентируется Уставом МАДОУ и настоящим Положением. 3. Направления логопедической помощи в МАДОУ 3.1. Диагностическое: выявление нарушений в развитии устной речи (первичного характера) у детей дошкольного возраста и отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования. 3.2. Коррекционное: − создание условий, направленных на коррекцию недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом ведущего вида деятельности и обеспечивающих − достижение воспитанниками, имеющими нарушения устной речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме; − обеспечение индивидуально ориентированной логопедической помощи воспитанникам с нарушениями устной речи (первичного характера) с учетом психологических и (или) − физиологических и индивидуальных возможностей. 3.3. Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной иформировании основ письменной речи детей дошкольного возраста. 3.4. Информационно-просветительское: − оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) вопросах речевого развития детей дошкольного возраста; − организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста. 3.5. Организационно-методическое: − организация и систематизация дидактических ресурсов логопедического пункта; − сбор информации о деятельности логопедического пункта и анализ диагностическогообследования детей к итоговому педсовету в МАДОУ (и/или по запросу). 4. Организация комплектования логопедического пункта МАДОУ 4.1. В логопедический пункт зачисляются дети в возрасте от 4-7 лет, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи. 4.2. В первую очередь логопедическая помощь оказывается детям старшего дошкольного возраста с первичными нарушениями в развитии устной речи, препятствующими их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования и (или) вызывающими появление вторичных нарушений социального характера. 4.3. Логопедическая помощь осуществляется на основе обследования речи воспитанников и установленного учителем-логопедом логопедического заключения, на основании заключения ТПМПк, при наличии свободных мест, по решению ППк, на основании приказа заведующего МАДОУ и личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ 4.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Учитель-логопед в начале учебного года проводит первичное обследование речевого развития воспитанников МАДОУ средней, старшей и подготовительной групп. В иные сроки - в течение 2 недель с момента зачисления. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы. 4.5. Основанием для оказания логопедической помощи воспитанникам МАДОУ, зарегистрированным в списке воспитанников МАДОУ, нуждающихся в логопедической помощи является заявление родителя (законного представителя). Зачисление в Логопедический пункт воспитанников из числа обследованных и зарегистрированных в списке производится преимущественно в начале учебного года и (или) в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 4.6. Информация о проведении обследования детей в ТПМПк и (или) результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается. 4.7. Количество воспитанников, испытывающих трудности усвоения общеобразовательной программы, и с риском возникновения нарушений речи на логопункте не должно превышать 25 человек, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе - 5 (6)12 человек. 4.8. Утверждение списочного состава осуществляется ПМПк после обследования детей специалистами ПМПк. 4.9. Дети со сложной речевой патологией зачисляются на логопункт, но учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта. Если ребенок в возрасте от 4 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости комплексного обследования. 4.10. Логопункт оставляет за собой право на отчисление в следующих случаях: а) отсутствие ребенка в МАДОУ сроком более двух месяцев; б) невыполнение заданий логопеда к трем занятиям подряд без объяснения причины в письменной или устной форме; в) занятия с логопедом вне детского сада. 5. Организация логопедической помощи в МАДОУ 5.1. На каждого воспитанника, зачисленного на Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с заключением ОНР, ФФНР, ФНР, ТНР. 5.2. Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. 5.3. Основными формами организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей по дифференциальному направлению. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников. 5.4. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику работы логопеда, утвержденному Приказом заведующего МАДОУ. 5.5. Продолжительность и частота занятия определяются характером и степенью нарушения речевого развития, возрастом и психофизическими особенностями ребенка и не должны превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей − для детей пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных - 1015 минут, групповых - 15-20 минут; − для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных - 15-20 минут, групповых - 25-30 минут. 5.6. В зависимости от особенностей работоспособности ребенка время индивидуального занятия может быть сокращено. 5.7. Периодичность проведения индивидуальных и групповых занятий определяется учителем-логопедом самостоятельно в зависимости от тяжести речевых нарушений и особых образовательных потребностей воспитанников и составляет от 1 до 3-х занятий в неделю. 5.8. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МАДОУ. 5.9. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: до 9 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 1,5-2 года - с детьми, имеющими фонетико-фонематические и общие нарушения речи. По решению специалистов ПМПк, детям с общим недоразвитием речи может быть продлен срок пребывания на логопункте до трех лет. 5.10. Дети выпускаются из логопедического пункта после обследования специалистами ППк МАДОУ в январе и мае месяце текущего учебного года. 5.11. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15% - консультативно-методическая работа, 10% - работа с документацией. 6. Участники коррекционно-образовательного процесса 6.1. Учитель-логопед: 6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей МАДОУ, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи. 6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п. 4.7. настоящего Положения. 6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п. 5.3., 5.4., 5.5., настоящего Положения. 6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи. 6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуальные программы развития воспитанников, ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в МАДОУ. 6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) МАДОУ: по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт; по вопросам освоения Программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт. 6.1.7. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. 6.1.8. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. 6.1.9. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в Логопункт. 6.1.10. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 6.1.11. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта. 6.1.12. На учителя-логопеда Логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. 6.2. Воспитатель: 6.2.1. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт. 6.2.2. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня. 6.2.3. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) МАДОУ по вопросам освоения образовательной программы МАДОУ воспитанниками, зачисленными в Логопункт. 6.3. Заведующий МАДОУ: 6.3.1. Обеспечивает условия: направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме; направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста. 6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по М А ДОУ утверждает список детей, зачисленных в Логопункт. 6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта. 6.4. Родители (законные представители): 6.4.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развитияребенка. 6.4.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 7. Управление логопедическим пунктом МАДОУ 7.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется заведующим МАДОУ, в ведении которого находится логопункт. 7.2. Контроль за работой логопункта осуществляется заместитель заведующего 8. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопедического пункта 8.1. Для логопункта в МАДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиН. 8.2. На администрацию М А ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта,его санитарное состояние и ремонт. 8.3. Логопункт финансируется МАДОУ, в ведении которого находится. Приложение 1 Документация МАДОУ при оказании логопедической помощи 1. Программы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда. 3. Расписание логопедических занятий. 4. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающихлогопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. С положением о логопедическом пункте МАДОУ детского сада № 16 ознакомлен(а): Ф.И.О (при наличии) Должность Дата Подпись