ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 (МАДОУ детский сад № 16) _____________________________________________________________________________ 620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. +7 (343) 289 – 25 - 20 ИНН 6674368867 КПП 667901001 ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАДОУ детского сада № 16 Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МАДОУ детский сад № 16 ___________ И.А. Караджели Приказ № 89 от «30» августа 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16 Екатеринбург, 2022 1. Общие положения 1.1. Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16 (далее — Положение) регламентирует порядок организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16 (далее - МАДОУ). 1.2. Положение разработано в соответствии с: − Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными предприятиями, а также государственными, принятыми профессиональными стандартами; − Трудовым кодексом Российской Федерации». Повышение квалификации работников системы образования строится на двух базовых основаниях: а) удовлетворение персонифицированных запросов на освоение новых принципов, стратегий и практик деятельности; б) подготовка к решению задач, поставленных на конкретный период в целях развития системы дошкольного образования. 1.3. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МАДОУ, регламентирующим права, обязанности и ответственность работников, определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления повышения квалификации работников МАДОУ. 1.4. В положении приняты следующие понятия: а) под дополнительным профессиональным образованием понимается повышение квалификации и профессиональная переподготовка повышение квалификации приобретение новых теоретических и практических знаний по специальности в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации является необходимым условием эффективной деятельности педагогических работников МАДОУ. При этом понятие «повышение квалификации» рассматривается как процесс и как результат образования; б) профессиональная переподготовка–получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов наук, современных технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Осуществляется в целях их адаптации к новым социальным и экономическим (инновационным) условиям и ведения профессиональной деятельности с учетом современных требований и стандартов. 1.5. Повышение квалификации производится за счет средств бюджета МАДОУ, а также может по инициативе работника за счет собственных средств МАДОУ. 1.6. Настоящее положение принимается коллегиальными органами МАДОУ и утверждается приказом заведующего МАДОУ. Срок данного положения не ограничен. Данное положение действует до принятия нового. 1.7. Положение размещается на официальном сайте МАДОУ в сети Интернет, а также доводится до сведения работников, в т. ч. при приеме их на работу. 2. Цели и задачи повышения квалификации 2.1. Целью повышения квалификации является ликвидация несоответствия между реальным и необходимым уровнем профессиональной подготовки специалистов для успешного решения задач, стоящих перед МАДОУ в современных условиях, подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности. Повышение квалификации организуется с целью создания оптимальных условий для реализации работниками возможностей непрерывного образования на основе образовательных потребностей, конкретного заказа МАДОУ. 2.2. Задачи повышения квалификации работников: а) максимальное удовлетворение запросов педагогов на курсовую переподготовку; б) организация непрерывного профессионального образования педагогических кадров через систему повышения квалификации; в) развитие и совершенствование системы дистанционного обучения педагогических кадров; г) развитие и совершенствование информационно-технической базы для обеспечения непрерывного профессионального образования педагогических кадров МАДОУ; д) организация мониторинга профессионального роста педагогов. 3. Организация повышения квалификация педагогических работников Профессиональная переподготовка и повышение квалификации осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 3.1. Педагоги вправе получать дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона от29.12.2012 № 273-ФЗ), на базе учебных заведений, имеющим лицензию на проведение курсов повышения. Иные работники МАДОУ вправе получать дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности в сроки, установленные законодательными актами. 3.2. Очередность получения профессиональной переподготовки и повышения квалификации работниками определяется: а) исходя из необходимости повышения профессионального уровня работника в рамках имеющейся у него квалификации; б) периода времени, прошедшего с момента реализации права работником на профессиональную переподготовку и повышение квалификации по профилю деятельности. 3.3. Педагог должен освоить дополнительную профессиональную программу (повышение квалификации) не менее 16 часов и пройти итоговую аттестацию (ст. 76 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499) во всех формах (очной, очно-заочной, дистанционной системах повышения квалификации). Программа должна учитывать положения профессионального стандарта и квалификационные требования по должности, которые приведены в Квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. Плановое повышение квалификации считается пройденным, если работник МБДОУ успешно освоил программу курсов повышения квалификации и подтвердил результаты обучения удостоверением о курсовой переподготовке. 3.4. За организацию и координацию работы по повышению квалификации педагогических работников ответственность несет заместитель заведующего МАДОУ (за педагогических работников) и заместитель заведующего по АХЧ (за служащих и младший обслуживающий персонал): а) доводит до сведения педагога перечень рекомендованных программ дополнительного профессионального образования; б) дает рекомендации по выбору программы повышения квалификации, учитывая образовательные потребности работника и проблемы МАДОУ; в) контролирует своевременность выполнения сроков повышения квалификации работником и использование работником в работе полученных знаний в ходе курсовой переподготовки; г) заносит сведения о повышении квалификации согласно своевременно предоставленным итоговым документам об усвоении учебных программ, выданных учреждениями, реализующими программы дополнительного профессионального образования о прохождении курсов; д) делопроизводитель вносит сведения в раздел V «Повышение квалификации» о повышении квалификации в личную карточку работника (форму № Т-2). Работник: а) знакомится с перечнем рекомендованных образовательных программ; б) выбирает тематику курсов, знакомится с их содержанием согласно собственным потребностям и рекомендациям администрации МАДОУ. Работники, прошедшие курсовую переподготовку, могут привлекаться администрацией МАДОУ в проведении методических мероприятий на уровне МАДОУ. 3.5. Повышение квалификации также может осуществляться путем обучения в высших и средних учебных заведениях. На время обучения за работником сохраняется место работы и производится оплата учебного отпуска, в соответствии с законодательством РФ. 3.6. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников МАДОУ может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы, по индивидуальным образовательным программам, дистанционно. 3.7. Организация повышения квалификации педагогических работников МАДОУ включает в себя: а) перспективное планирование повышения квалификации педагогических работников на 3 года (перспективное планирование может быть указано в программе повышения профессионального мастерства педагогов); б) ежегодное формирование проекта плана повышения квалификации педагогических работников в соответствии с планом; в) утверждение плана повышения квалификации педагогических работников, принятого на заседании педагогического совета. 3.8. Корректировка плана повышения квалификации производится в случаях: − временной нетрудоспособности работника МАДОУ (иного уважительного случая, препятствующего участию работника в мероприятиях по повышению квалификации); − отмены курсов, реализуемых организацией, осуществляющей повышение квалификации. 3.9. Календарный график получения профессиональной переподготовки и повышения квалификации работниками разрабатывается ежегодно с учетом п. 3.1. настоящего Положения. Получение профессиональной переподготовки и повышения квалификации работниками не должно совпадать с их ежегодными основными оплачиваемыми отпусками. 3.10. Основаниями для направления педагогических работников на повышение квалификации в виде курсовой подготовки являются: а) наступление очередного срока повышения квалификации; б) рекомендация аттестационной комиссии; в) инициатива работника. 3.11. Основаниями для направления педагогических работников на повышение квалификации в виде профессиональной переподготовки является несоответствие уровня квалификации занимаемой должности 3.12. При установлении целесообразности и актуальности обучения педагогического работника в виде курсовой подготовки его обучение, в случае добровольной инициативы работника, может быть полностью оплачено за счет самого работника. 3.13. Основанием для издания приказа о направлении на курсы повышения квалификации являются: а) план повышения квалификации работников; б) вызов на учебную сессию обучающей организацией; в) заявление работника. 4. Формы повышения квалификации педагогических работников. 4.1. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: а) краткосрочные курсы (не менее 16 часов); б) тематические проблемные семинары (от 72 -до 100 часов); в) длительные курсы (свыше 100 часов); г) системные курсы повышения квалификации объемом 140 часов; д) курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов; е) стажировка (формирование и закрепление на практике профессиональных умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки 4.2. Внутренние формы повышения квалификации. Внутренняя форма повышения квалификации — это непрерывная форма обучения, проводимая на базе МАДОО, по программам, разработанным методической службой. Формы повышения квалификации разнообразны по содержанию, целям и по контингенту слушателей. Одной из форм повышения квалификации является самообразование. Педагоги обязаны оформлять индивидуальные планы по самообразованию, которые составляются в произвольной форме. В течение года заместитель заведующего работе осуществляет контроль за наличием и реализацией планов по самообразованию. К концу учебного года педагоги составляют краткий отчет о выполнении поставленных задач. Выявленный опыт обобщается МАДОУ. В конце учебного года определяется лучший представленный опыт. Заместитель заведующего включает в годовой план на следующий учебный год работу по распространению выявленного опыта на уровне МАДОУ и способствует пропаганде представленного опыта на различных уровнях путем участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства, педагогических чтениях, конференциях и т.п. 4.3. Система повышения квалификации педагогов организуется в следующих формах: а) коллективные (деятельность методических объединений, тематические педсоветы, семинары-практикумы, методические недели и месячники, участие в профессиональных конкурсах, работа в творческих группах); б) индивидуальные (наставничество, методическая консультация, самообразование и др.). 5. Права и обязанности работодателя 5.1. Работодатель имеет право: а) определять необходимость профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для нужд МАДОУ; б) предлагать формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников с учетом возможностей повышения квалификации; в) устанавливать перечень профессий работников, подлежащих повышению квалификации по согласованию с представительным органом МАДОУ. 5.2. Работодатель обязан: а) при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы сохранять за ним место; б) выплачивать педагогическому работнику среднюю заработную плату по основному месту работы в течение всего времени повышения квалификации; в) создать необходимые условия работникам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации для совмещения работы с обучением; г) планировать повышение квалификации работник в соответствии с 3.1. настоящего Положения; д) разработать график профессиональной подготовки и повышения квалификации работников на 3 года и довести до сведения работников приказом по МАДОУ. 5.3. Права и обязанности работников в соответствии со статьей 187 ТК РФ работник имеет право: а) на повышение квалификации с отрывом от работы не реже 1 раза в 3 года с сохранением заработной платы в течение всего периода обучения; б) на повышение квалификации по личному желанию в сроки и на условиях, согласованных с администрацией МАДОУ 5.4. Работник обязан: а) получение профессиональной переподготовки и повышения квалификации является трудовой обязанностью работника; б) эффективно использовать время, предоставленное работнику для повышения его профессионального роста; в) сдать ответственному за делопроизводство копию документа, подтверждающего повышение профессиональной квалификации; г) за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные трудовым законодательством 6. Отчетность о повышении квалификации 6.1. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения системы повышения квалификации работников образования, предоставляют документы государственного образца: а) удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 16 до 100 часов; б) свидетельство о повышении квалификации-для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 108 часов; в) справку установленного образца о краткосрочном обучении или сертификат участия в работе тематических и проблемных семинаров в объеме до 16 часов. 6.2. Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов предоставляются в МАДОУ не позднее, чем через 3 дня после прохождения обучения.