Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
(МАДОУ детский сад № 16)
_____________________________________________________________________________
620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 289 – 25 - 20
ИНН 6674368867 КПП 667901001
ПРИНЯТА:
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказ № 89 от 30.08.2022 г.
Заведующий МАДОУ детский сад № 16
______________ И.А. Караджели

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА,
РЕЛАКСАЦИИ И СНА ВОСПИТАННИКОВ
МАДОУ ДЕТСКОГО САДА № 16

Екатеринбург, 2022

1. Общие положения
1.1. Порядок организации отдыха, релаксации и сна воспитанников (далее - Порядок)
разработан в соответствии с:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от
29.12.2012 г. (ст. 28);
− Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Уставом МАДОУ детский сад № 16 и другими нормативно - правовыми актами по
вопросам присмотра и ухода, социальной защиты прав и интересов детей.
1.2. Настоящий Порядок определяет условия организации отдыха релаксации и сна
воспитанников, реализующих программы дошкольного образования МАДОУ детский сад
№ 16
1.3. Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха,
релаксации в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды
бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму дошкольников очень важно
восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. 2.
Основные задачи
2.1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации жизнедеятельности в
дошкольной организации.
2.2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их
индивидуальных возможностей.
2.3. Совершенствование системы организации отдыха, релаксации и сна воспитанников.
3. Функции
3.1. Основными функциями по организации отдыха, релаксации и сна воспитанников
являются:
а) организационно-методическая: планирование и проведение режимных моментов,
направленных на организацию отдыха, релаксации и сна;
б) консультативная: консультирование родителей (законных представителей) и
педагогов по вопросам организации отдыха, релаксации и сна воспитанников;
в) контрольная: организация контроля за реализацией мероприятий по организации
отдыха, релаксации и сна воспитанников.
4. Организация отдыха, релаксации и сна воспитанников
4.1. Организация отдыха, релаксации и сна воспитанников проводится в соответствии с
требованиями СанПиН:
− спальни оборудованы стационарными кроватями;
− кровати на трансформируемых (выдвижных) трехуровневых кроватях, а также
одноуровневые;
− кровати имеют твердое ложе;
− расстановка кроватей обеспечивает свободный проход детей между ними;
− количество кроватей соответствует общему количеству детей, находящихся в
группе;
− каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей
(матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой,
простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и для ног). Допускается
использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног;
− количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица и
для ног) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека;
− постельные
принадлежности
(матрацы,
подушки,
спальные
мешки)
проветриваются непосредственно в спальнях во время каждой генеральной уборки,
а также на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны.

Постельные
принадлежности
подвергаются
химической
чистке
или
дезинфекционной обработке один раз в год;
− в спальнях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или
двустороннего освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях проводится
во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть
раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения;
− в спальнях проводится ежедневная влажная уборка с применением моющих
средств после ночного и дневного сна;
− смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не
реже 1-го раза в 7 дней;
− спальные помещения не используются не по назначению в качестве групповых,
кабинетов для дополнительного образования и других);
− все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Проветривание через туалетные комнаты не допускается;
− длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха,
направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание
проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки
или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение
температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С. В помещениях
спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное
время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей;
открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В
теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах
(избегая сквозняка);
− контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания
детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на
внутренней стене.
5. Примерный режим дневного сна в МАДОУ
5.1. Продолжительность сна для детей до 5 лет составляет 2 – 2,5 часа, с 5 до 7 лет — 1–1,5
часа.
5.2. При организации сна учитываются индивидуальные особенности ребенка, в частности,
его длительность.
5.3. Режим сна может быть скорректирован с учетом работы конкретной МАДОУ.
5.4. Примерный режим дневного сна для детей 2 - 3 лет: 12.30 – 15.15.
5.5. Примерный режим дневного сна для детей 3 – 4 лет 13.00 – 15.10.
5.6. Примерный режим дневного сна для детей 4 – 5 лет 12.45 – 15.10.
5.7. Примерный режим дневного сна для детей 5 – 6 лет 12.30 – 15.00.
5.8. Примерный режим дневного сна для детей 6 – 7 лет: 12.40 – 15.10.
6. Работа с детьми перед сном: цели и методы
6.1. Цели:
− релаксация детей (снижение уровня тревожности и мышечного напряжения);
− восстановление нормального состояния нервной системы;
− облегчение психоэмоциональной нагрузки;
− ускорение процесса засыпания за счёт создания безопасной и комфортной среды.
6.2. Методическая организация подготовки детей ко сну.
6.2.1. Для достижения поставленных целей организатору дневного сна необходимо
подготовить помещение для отдыха. Лучшее снотворное — это прохладный воздух.
Спальня должна быть убрана и проветрена. В жаркое время года рекомендуется открывать
окна на проветривание (при отсутствии сквозняков) и во время сна детей, определить
перечень спокойных игр перед отходом ко сну, проконтролировать готовность детей ко
сну. Взрослые следят за тем, чтобы все воспитанники сходили в туалет, умылись, помыли

руки/ноги, а также переоделись в удобную для сна одежду; создать подходящую для сна
атмосферу спокойствия и расслабленности (соответствующее спокойное музыкальное
оформление (не более чем на 10–15 минут), сопровождая его снижением темпа речи,
тембра и тональности голоса); провести комплекс дыхательных упражнений для
улучшения самочувствия детей; периодически организовывать беседы с детьми о важности
дневного сна (этот приём больше актуален для старших и подготовительных групп);
сделать подборку сказок, рассказов подходящей тематики.
6.2.2. Эти приёмы могут использоваться в комплексе, но для малышей 2-4 лет, которые в
силу возраста утомляются быстрее, а значит, больше других нуждаются в отдыхе,
достаточно включения музыкального фона после обеда (под проведение гигиенических
процедур, переодевание) и чтения сказок. Для дошкольников 4-5 лет добавляем
дыхательные упражнения. Они, кроме благоприятного воздействия на органы дыхания,
ещё и помогают выработать правильное звукопроизношение. Это очень важная задача для
данного возраста. Проводится эта гимнастика через 20 минут после обеда. Дети старшего
возраста перед началом гигиенических процедур могут немного поиграть в спокойные
игры. 6.2.3. Очень важно, в какой обстановке засыпают малыши. На сон настраивают:
приглушённый свет; закрытые шторы или жалюзи; пастельные, спокойные тона стен и
потолков; свежий воздух.
6.2.4. Выделяются 3 ступени организации дневного сна: − подготовка (15–20 минут).
Самый длительный и ответственный этап. На первом этапе дети играют в спокойные игры;
− релаксация (5–7 минут). Этот этап уместно проводить под спокойную музыку,
оказывающую общеуспокаивающее действие. Лучший вариант — звуки природы (шум
леса, журчание ручья и пр.). Воспитатель медленно и спокойно произносит текст
(потешки, сказки и др.). Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому
они привыкли. Воспитатель подходит к каждому ребенку и поглаживает его. Такое
тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий
эффект. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает
удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно передается детям; − переход ко
сну, сон (1–2,5 часа). На этом этапе выключается музыка, дети затихают в своих
постельках. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую
фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».
«Закрывайте глазки - вам приснятся сказки».
6.2.5. В течение всего периода отдыха воспитатель находится в спальне и контролирует
правильность позы ребёнка: на левом или правом боку; на животе или поджав колени
спать не рекомендуется, так как такое положение тела затрудняет работу органов дыхания,
кровообращение и негативно влияет на опорно-двигательный аппарат. С теми детьми,
которые категорически отказываются спать, проводится беседа с целью убеждения лежать
в кровати спокойно и не мешать остальным малышам отдыхать.
6.2.6. Необходимо охранять сон детей на всем его протяжении. По данным
физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы:
после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более
поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может
происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла,
включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный
сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды
глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей
периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них,
как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства
детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без какихлибо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время
дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период
неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить

пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих
детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период
глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания.
6.2.7. Для бодрого, хорошего самочувствия детей немалое значение имеет и правильный их
подъем. Наиболее благоприятно самостоятельное пробуждение. А если ребенка будят,
особенно в фазе глубокого сна, то просыпается он не сразу, тяжело и долго остается
заторможенным, так как его физиологические системы функционируют на низком уровне.
Наблюдения показывают, что дети, которых подняли с кровати после дневного сна, не
дождавшись их самостоятельного пробуждения, долго не могут включиться в
двигательную деятельность, бывают вялыми и пассивными. Поэтому рекомендуется,
чтобы ребенок, проснувшись самостоятельно, еще 5—10 мин спокойно полежал в постели,
так как резкий переход от сна к бодрствованию может отрицательно сказаться на
состоянии организма. Таким образом, он подготовится к активной деятельности.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящий Порядок является локальным нормативным актом, реализующих
программы дошкольного образования, и утверждается приказом директора.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Порядок принимается на неопределенный срок и действует до принятия нового.
7.4. После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».