08.04.2019
До работы в детском саду я совсем не задумывалась о том, как буду общаться с родителями малышей. В институте нам рассказывали об этом, но тогда эта тема не казалась мне важной. Уже с опытом я поняла, что большая часть моей работы – это именно взаимоотношения с родителями. Конечно, можно свести общение к минимуму – просто принять ребенка утром и отдать вечером. Но без взаимодействия с родителями сделать воспитательный процесс гармоничным невозможно.
Я думала, что наладить контакт с родителями очень сложно. Больше всего я боялась не упасть лицом в грязь. Как показать, что ты – специалист, что готова сотрудничать? Мне было сложно поверить в свои силы – в то, что я, такая молоденькая, смогу чему-то научить взрослых, состоявшихся людей, в чём-то помочь им. Но, преодолевая страх, я старалась проявлять инициативу в разговоре. Я поняла, что общение будет успешным, если оно основано на общих и значимых для обеих сторон интересах, если общения взаимно обогатит каждую из них, поняла, что родители – это союзники, а не враги.
Родители были разные. Кто-то сразу был готов сотрудничать, видел во мне специалиста, и наше общение было продуктивным. Но встречались и такие, которым приходилось доказывать, что я чего-то стою и могу дать дельный совет. При общении с такими родителями было очень тяжело, но всегда меня выручала уверенность в моих знаниях, а также научная информация, с помощью которой я подтверждала свои слова.
Однажды папа одного мальчика заявил, что сам в три года решал уравнения и хочет, чтобы его сын тоже этому научился. На мой вопрос: «А зачем это нужно трехлетнему ребенку?», он ничего не ответил. Я подготовила материал по возрастным особенностям трехлетних детей, поговорила с отцом, он понял меня и признал мою правоту.
Нужно обязательно объяснить родителям (хотя порой это трудно), что читать и писать малышам ещё рано, что главная задача дошкольного воспитания – развитие мышления, мелкой моторики, общая физическая подготовка, знакомство с окружающим миром. Общее развитие – залог успешной учёбы в школе.
Первое время меня очень удивляло, что дети совершенно по-разному ведут себя в течение дня в саду и при родителях. Иногда было сложно доказать родителям, что без них малыши совсем другие. Обычно при родителях они непослушны и отказываются что-либо делать самостоятельно, хотя давно в саду делают всё сами. Но если рассказывать родителям при малышах об их успехах в самообслуживании, то в большинстве своём дети стараются проявить самостоятельность. Поэтому я старалась каждый день пару минут уделять каждому взрослому и сообщать об успехах ребёнка. Постепенно дети и сами начинали рассказывать о том, чему научились.
Продуктивное общение с родителями, настрой на хороший результат, уверенность в себе и своих знаниях – всё это помогло мне преодолеть опасения и создать благоприятную атмосферу в группе.