РАБОЧАЯ ПРОГРАММА планирование организации образовательно-воспитательной деятельности с воспитанниками 3 – го года жизни
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
-
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 с
изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения от 21.01.2019 № 31 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
-
Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования от 20 мая 2015 г. № 2/15 и включенной в Реестр
примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки
Российской Федерации (https://fgosreestr.ru).
-
Приказ Минпросвещения от 15.05.2020 № 236 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
дошкольного образования».
-
Приказ Минпросвещения от 12.05.2021 № 241 «Об
утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ,
проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных
общеобразовательных программ».
-
Основной общеобразовательной программой –
образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детского сада № 16.
-
Устав Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 16.
-
Положения, разработанные и принятые в МАДОУ.
Программа является основным
документом МАДОУ, определяющим содержательные и организационные основания
образовательной деятельности, реализуется в группах общеразвивающей направленности.
Программа сформирована как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей раннего возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа является нормативно-управленческим документом
МАДОУ детского сада № 16, характеризующим специфику содержания образования и
особенности организации образовательной деятельности, направленной на
обеспечение полноценного развития детей в возрасте от 2 лет до 3 лет по
направлениям (образовательным областям): физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, на основе учета возрастных и
индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей
воспитанников.
Программа ориентирована на учет:
-
интересов и
потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков
образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
-
сложившихся в практике
МАДОУ культурно-образовательных традиций.
Программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Планирование
образовательной деятельности с детьми раннего возраста строится на основе рабочей
программы педагогических работников, в соответствии образовательными областями:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
В соответствии с п. 2.9. ФГОС ДО, Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС ДО.
Срок освоения Программы – 1 год.
Программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации- русский.
Обучение в МАДОУ осуществляется в очной форме.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания
ребенка в МАДОУ.
Продолжительность пребывания детей в МАДОУ
детском саду № 16 - 10,5 ч., пребывание по пятидневной рабочей неделе с 07.30
до 18.00, исключая выходные и праздничные дни. Режим работы МАДОУ установлен в
соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач образовательной
деятельности, возможностей бюджетного финансирования - пятидневная рабочая
неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные дни.
Время пребывания детей в группах
определяется Уставом МАДОУ и может быть следующим:
-
режим сокращенного дня (8 – 10 часов
пребывания),
-
кратковременного пребывания (до 5 часов в день).
Режим
посещения ребенком ДОУ может определяться индивидуально (в пределах режима
работы МАДОУ).
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цели и задачи реализации Программы
сформулированы на основе: Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, парциальных программ, методик выбранных
МАДОУ в соответствии с ФГОС ДО, а также с учетом характеристики возрастных и
индивидуальных особенностей детей, образовательных запросов родителей, социума,
обобщенных ожидаемых результатов, результатов педагогической диагностики
(мониторинга) предыдущего образовательного период.
Цель Программы: полноценное развитие
ребенка раннего дошкольного возраста в адекватных его возрасту видах детской
деятельности, формирование социокультурной среды, направленной на развитие
общей культуры, физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и
укрепление здоровья детей раннего возраста, осуществление квалифицированной
коррекции на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Обязательная часть Программы предполагает
комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные
самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на
развитие воспитанников в одной или нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные
программы), методики, формы организации образовательной работы (п. 2.9 ФГОС
ДО).
Цели Программы достигаются через решение
следующих задач обозначенных в п.1.6. ФГОС ДО: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf
1. охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2. обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3.
обеспечения
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
5. объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. формирование
общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
7.
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ
и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
8.
формирования социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
9.
обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
С
учетом поставленных целей и задач определены задачи образования с учетом
возраста детей в раннем возрасте:
- обеспечить
педагогическую поддержку поисково-практической активности – готовности
исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в
сотрудничестве со взрослыми и сверстниками (вместе или рядом);
- воспитывать
интерес и доброжелательное отношение к окружающим (людям, объектам природы и
др.), способствуя формированию начал культурного поведения, в том числе на
основе традиций семьи;
- обеспечить
стимулирование и поддержку развития пассивного и активного словаря, готовности
ребенка использовать речь для выражения своих чувств, состояний, желаний,
обозначения действий, предметов и др.;
- воспитывать
интерес к разным видам двигательной активности, поддерживая позитивное
эмоциональное состояние, физическое благополучие;
- воспитывать
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Согласно
пункту 3.1. ФГОС ДО Программа обеспечивает «создание социальной ситуации
развития для участников образовательных отношений, включая создание
образовательной среды, которая:
1.
гарантирует охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей;
2.
обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3.
способствует профессиональному развитию
педагогических работников;
4.
создаёт условия для развивающего вариативного
дошкольного образования;
5.
обеспечивает открытость дошкольного образования;
6.
создает условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности.