РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной области «Физическое развитие» с воспитанниками 3-го – 7 (8)-го года жизни
Рабочая программа (далее Программа)
определяет содержание и организацию образовательной деятельности
«Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7(8)-го года жизни), группы
общеразвивающей направленности.
В Программе определено конкретное
содержание образовательной области «Физическое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей для возможного его освоения в двигательной активности.
В Программе
учтено, что образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени
пребывания детей в МАДОУ в режиме полного дня с 10,5 - часовым пребыванием детей
с 07:30 до 18.00 часов и пятидневной рабочей недели, исключая выходные и
праздничные дни.
Планирование
образовательной деятельности в Программе опирается на результаты педагогической
оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста и направлено в первую
очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого
ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной
среды.
Целевой раздел Программы
определяет цели и задачи, принципы и подходы к организации образовательного
процесса, в том числе, с учетом особенностей МАДОУ, региона (Среднего Урала), образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), планируемых
результатов освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования в виде целевых
ориентиров. В целевом разделе рабочей программы описаны подходы к развивающему
оцениванию достижения целей образовательной деятельности в форме педагогической диагностики развития детей, а также качества
её реализации. Система оценивания в первую очередь направлена на оценивание
созданных условий для детей дошкольного возраста внутри образовательной
деятельности.
В Программе
предусмотрено обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста по физическому
развитию.
Планируемые результаты по освоению
детьми дошкольного возраста образовательной области «Физическое развитие»
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы
определены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования с учетом специфики
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системных особенностей дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребенку какой-либо ответственности за результат).
Целевые
ориентиры являются ориентирами для построения образовательной политики МАДОУ и решения
задач:
- формирования
рабочей программы;
- анализа
профессиональной деятельности;
- взаимодействия
с семьями;
а
также информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры на этапе завершения
освоения Программы (см. п. 4.6. ФГОС ДО) https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
К семи годам:
-
ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность
в игре, общении, конструировании и других видах детской активности.
Способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-
ребенок обладает воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
-
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
может высказывать свои мысли и желания, использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
-
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он
подвижен, вынослив, владеет основными произвольными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонен наблюдать,
экспериментировать, строить смысловую
картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения
Программы конкретизируют требования Стандарта к планируемым результатам
образовательной деятельности в виде целевых ориентиров с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а
также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей, проявляющих устойчивые признаки одаренности (см. 2.11.1. Стандарта) https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
Педагогический мониторинг развития детей
С целью
оценки педагогами эффективности работы по физическому развитию предусмотрено
систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е.
осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных
в Программе, в том числе, об индивидуальных особенностях развития каждого
ребенка.
Важнейшим
способом педагогического мониторинга является систематическое наблюдение за
изменениями в разных сферах развития детей, получение информации об индивидуальных
особенностях каждого ребенка и динамике его продвижения в развитии.
Наблюдение является одним из важных условий успешной
работы педагога с детьми в ходе реализации Программы. Оно позволяет
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко осуществлять
планирование работы с группой детей.
Определение результативности деятельности
МАДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и
укрепление здоровья детей, развитие детей дошкольного возраста в физическом
развитии, Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов
деятельности по физическому развитию являются:
-
физические
и личностные качества ребенка;
-
степень освоения ребенком Программы в области «Физическое развитие»;
-
степень
готовности к обучению в школе;
-
удовлетворенность
различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью МАДОУ.
Таким образом, педагогическая
диагностика является основанием для построения образовательной работы с
детьми.
Периодичность мониторинга: Сентябрь, май – 3-4 неделя.
Объекты мониторинга:
- освоение детьми Программы в области «Физическое
развитие»;
- здоровье;
- готовность к школе.
Форма регистрации результатов мониторинга:
- «Индивидуальная карта развития ребенка».
- «Портфолио».